3 декабря 2010 года вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей – вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.
С сохранностью и доступностью музейного фонда сегодня большие проблемы. Не стоит забывать, что не для музеев написаны иконы, не для музеев сшиты церковные облачения и покровы на раки святых. Это выражение веры, материальное свидетельство о сердечной молитве и личном опыте богообщения. Отчуждать эти предметы от храма, выносить их из литургического контекста далеко не всегда оправданно. В экспозиции находится от 3 до 5 процентов музейных коллекций, всё остальное лежит в запасниках, доступ в которые весьма затруднен. Однако в Церкви хранение культурных ценностей налажено не лучше. Кражи икон из храмов перестали быть чем-то исключительным, реставрация ведется с серьезными ошибками и издержками, во многих епархиях нет никаких контролирующих реставрационную деятельность органов. Забота о сохранении культурного наследия до сих пор не осознана как задача всей Церкви.
В этой публикации говорится об историческом опыте и современной практике организации при храмах музейных хранилищ церковных реликвий.
Традиция собрания при храме церковных реликвий уходит в глубокую древность. Так, желая подчеркнуть единение Руси и ведущую роль Москвы, ее князья стремились вывести в свою столицу святыни и реликвии присоединенных территорий.
В 1380 г. князь Дмитрий Донской перенес из Владимира в Москву образ cв. Дмитрия Солунского «письма греческого», выполненный на гробовой доске святого. Из Владимира в 1395 г. была доставлена прославленная икона Богоматери Владимирской (XII в.). В 1497 г. в Москву был взят из Троицкой церкви в Новгороде почитаемый древний образ Богоматери Умиление. Ряд икон был принесен в 1518 г. из Владимира «для поновления» и некоторые из них навсегда остались в храмах Московского Кремля.
В России существовал древний обычай, по которому на гробах погребаемых лиц приносили иконы остававшиеся потом в усыпальнице либо в храме. Из таких икон, а обычно это были семейные реликвии и благословения родителей, составилось уникальное собрание Троице-Сергиевой Лавры.
После 1453 г. контакты Древней Руси с Православным Востоком становятся не столь оживленными и прямыми, как в предшествующие столетия. Но уже с начала XVI в. статейные списки регулярно отмечают многочисленные приезды духовных лиц с Православного Востока. И таким путем в XVI-начале XVIII вв. в Россию поступили многие сотни, если не тысячи византийских и поствизантийских произведений церковного искусства. Все эти многочисленные подношения в основном попадали в храмы Московского Кремля и в Образную палату при дворце, где хранились семейные и подносные иконы, кресты, реликварии-мощевики, пелены и другая «святость» русских царей. По существу это было своеобразное древлехранилище церковных памятников. До наших дней дошла опись Образцовой палаты середины XVI в., в которой упоминается множество икон «греческого письма», «с греческими подписями», либо поднесенные восточным духовенством. Кроме икон привозились деревянные резные кресты, складни, образки, панагии, часто оправленные в серебро и украшенные финифтью; стеатиты, камеи, перегородчатые и расписные эмали, серебряные и золотые кресты и реликварии-мощехранительницы.
Состав Образной палаты не был постоянным. Отсюда иконы, кресты, мощи брались царями для дворцовых покоев и придворных храмов, для вкладов в церкви и монастыри, для подарков членам царской семьи и приближенным лицам. Только в 1647-1648 гг. царь Алексей Михайлович пожаловал в новый храм Новоспасского монастыря более трехсот икон греческого и московского письма и особо иконы из подношений восточного духовенства. В 1619 г. иерусалимский патриарх Феофан поднес царю Михаилу Федоровичу «Нерукотворный образ». Пройдя сложный путь через Образную палату, молельню императрицы Анны Иоановны и Троице-Сергиеву Лавру, в 1790 г. эта икона попала в Ярославль, в церковь Параскевы Пятницы на Tyroвой горе, где стала особо почитаемой святынею. По традиции часть царских реликвий хранилась в придворном Благовещенском соборе. Именно в XVI-XVII вв. сюда поступили в основном из подношений восточного духовенства произведения византийского прикладного искусства, дошедшие до сегодняшнего дня. В 1775 г. более 2 тыс. икон, по распоряжению князя Г.А. Потемкина, было передано в Успенский собор Кремля.
Основа большинства музейных собраний древнерусского искусства была заложена еще в дореволюционное время. Это могли быть как частные коллекции, собиравшиеся старообрядцами или представителями художественной интеллигенции, в том числе и П.М. Третьяковым, так и фонды государственных музеев или епархиальных древлехранилищ, которые также создавались по инициативе государства и поддерживались им.
В XIX в. при епархиях появились древлехранилища, куда свозили наиболее древние и почитаемые иконы, облачения. Это были своего рода церковные музеи. После революции все древлехранилища стали государственными музеями, а вот то, что оставалось в тех церквях, которые взрывали и сжигали, – гибло безвозвратно.
В том, чтобы сохранить в музеях величайшие духовные и художественные сокровища русского народа, были заинтересованы не только ученые и деятели культуры, но и многие просвещенные представители Церкви. Их сотрудничество продолжалось и в первые послереволюционные годы – до тех пор, пока общественная деятельность Русской Православной Церкви усилиями безбожного советского государства не была фактически приостановлена, а ученые, музейщики и реставраторы, оставшись в одиночестве, были вынуждены спасать как экспроприированное церковное имущество, так и то, что было оставлено в закрытых и заброшенных храмах.
В 1909 г. в Петербурге был образован музей — Древлехранилище Александро-Невской лавры.
Тогда же, в начале XX в. существовало древлехранилище Государственного Русского музея, где было собрано раннее искусство Руси. Оно состояло из коллекций русофилов Суслова, Лихачева, Плюшкина. С приходом советской власти в музее были собраны художественные ценности, конфискованные из монастырей, включая церковные святыни Александро-Невской и Свято-Троицкой Лавр.
В 1880 г. Святейший Правительствующий Синод утвердил учреждение Церковно-археологического музея при Московской Духовной Академии, который был переведён в помещение бывших Царских чертогов.
В 1917 г. коллекция церковных древностей была реквизирована, а позднее вошла в состав Сергиево-Посадского историко-художественного музея.
Воссоздание академического музея связано с возобновлением деятельности Московской Духовной Академии и Семинарии и возвращением их в 1948 г. в Троице-Сергиеву Лавру. С 1957 г. музей стал открытым для широкой аудитории. Экспозиция занимает двенадцать залов бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тыс. единиц хранения. В музее представлены византийские и русские иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и старопечатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью православных подвижников благочестия, иерархов и церковных деятелей.
Ныне сотрудники ЦАКа вносят свой вклад в процесс воссоздания Церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях и епархиях.
Сегодня РПЦ планирует обзавестись целой системой церковных музеев-древлехранилищ, подобных тем, что существовали до революции. Об этом заявил на заседании Общественной палаты и президиума Союза музеев России Митрополит Калужский и Боровский Климент. Он рассчитывает на государственную поддержку этой идеи.
В рамках будущего музейного проекта церковь планирует сотрудничать с Министерством культуры и работниками светских собраний, «у которых накоплен большой опыт по сохранению памятников, их реставрации, есть современные технические средства».
После передачи в ведение Церкви комплекса Рязанского Кремля, по словам Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла: — «…ограничивать доступ на территорию Кремля для горожан и гостей города мы не будем. Церковь призвана не отталкивать, а привлекать людей к Богу через храм. Архитектурный ансамбль всегда останется также открытым для экскурсий и прогулок. Но мы будем призывать людей, приходящих на это святое место, бережно хранить его… В результате перевода музея в новые здания и воссоздания на территории Кремля Духовного центра и церковного музея «Древлехранилище» в городе будет уже не один, а два очень крупных духовно-просветительских центра. От этого проекта не пострадает, а значительно оживится просветительная деятельность, обогатится культурная и духовная жизнь города и Рязань станет значительно привлекательнее для многочисленных туристов и паломников».
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы может служить сегодня образцом решения проблемы передачи Церкви музейной собственности.
Сегодня в Ипатьевском монастыре действует Церковный историко-археологический музей. Он состоит из нескольких экспозиций, посвященных церковным древностям, а в палатах бояр Романовых действует выставка по истории царского рода.
Государственный музей переехал в центр города, в здание пожарной Каланчи на площади Сусанина. Правда, шестеро ведущих хранителей остались работать в монастыре под началом его наместника, а ныне еще и директора музея, архимандрита Иоанна.
При храмах-памятниках, посвященным каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, издавна существовала практика экспонировать предметы, связанные с данным событием.
Музей Храма Христа Спасителя в обходной галерее Спасо-Преображенской церкви был создан с целью сохранения и постоянного экспонирования исторических реликвий Храма Христа Спасителя.
и для Западной церкви
Итальянский город Лоретто знаменит во всем мире своим собором, под сводами которого вот уже 7 веков стоит Святой Дом Богородицы. Святой Дом в Лоретто – это комната подлинного дома, в котором жила Пречистая Дева в Назарете и где Она получила благую весть от Архангела Гавриила о рождении от Нее Спасителя мира.
В 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Богородицы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Реканати близ Анконы, а затем в Лоретто.
Удельная известна как место последних лет жизни священномученика Митрополита Серафима (Чичагова), а в Троицком храме служили такие выдающиеся священнослужители, как протопресвитер Иоанн (Соболев) и протоиерей Виктор Шиповальников.
Уникальный музей церковного искусства, русской истории и народного быта создан в церковно-причтовом доме при московском храме Митрофания Воронежского по благословению протоиерея Дмитрия Смирнова.
Светское же искусство на религиозную тему — картины, графика, скульптура — это схватка между добром и злом, прорыв к Божьей правде — через поиск, метания, блуждания. Такое искусство — это земля, стремящаяся обрести Небеса». Музей, созданный силами нескольких энтузиастов, сейчас ведет большую духовно-просветительскую работу. Для более глубокого изучения проблем веры и искусства в конференц-зале музея действует лекторий. В музее даже проходили межконфессиональные встречи. Получается, что музей — сложнейшая, но широкая и увлекательная площадка для проповеди Христа и Церкви.
В притворе домового храма МГУ им. М. В. Ломоносова во имя святой мученицы Татианы также проводилась выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог». В экспозиции были представлены работы, привычные для посетителей авангардных галерей, а не храмов. Настоятель храма протоиерей Максим Козлов назвал актовый зал, который существует при храме, «местом встречи и территорией для диалога». Это еще не храм, не место для богослужения, но уже территория, за которую Церковь несет ответственность. «Я думаю, что по самому факту нахождения в стенах Московского университета мы призваны к тому, чтобы диалог между Церковью и обществом, между представителями духовного и светского образования, между интеллигенцией воцерковленной и интеллигенцией светской, но уважающей православные традиции, в этих стенах шел… Для церковного сообщества важно не оттолкнуть того, кто хочет разговаривать».», – сказал отец Максим. Сегодня речь идет не о благословении тех или иных форм современного искусства, но о начале разговора Церкви с художниками.
Выставочный проект состоял из двух частей: «Ростов Великий» — фрагменты фресок руинированных храмов Ростовского района Ярославской области; «Монастырский уклад» — фотографии молодых начинающих фотографов, принимавших участие летом 2010 года в воркшопе, который проходил в скиту Свято-Введенского мужского монастыря.
Работы участников вокршопа были размещены в трапезной за пределами богослужебной части храма. Восемь работ Владимира Куприянова, три из которых демонстрировались в актовом зале при храме святой Татианы в рамках выставки «Двоесловие / Диалог», были размещены почти под самым потолком домового храма МГОУ – Московского государственного областного университета. Совместимо ли творчество того или иного художника с храмовым пространством – это вопрос спорный, но когда человек делает очень нагруженные по смыслу фотографии фресок из православного храма, такой вопрос становится риторическим. Скорее на «Двоесловии» им было не место, а здесь они – там, где должны находиться», – объясняет куратор выставки диакон Федор Котрелев.
В 1918 году ее изъяли из Успенского собора Кремля для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года икона находится в храме-музее. Ее пребывание в храме позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника.
В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.
Икона «Богоматери Торопецкой» XII-XIV вв., хранившаяся последние 70 лет в Русском музее, сегодня находится в храме св. Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке «Княжье озеро».
«Можно сказать, что в храме при помощи очень хорошего оборудования созданы идеальные условия для хранения иконы. Наша комиссия вынесла однозначное заключение, что эти условия соответствуют всем музейным нормам. Они такие же, как в нашем Русском музее», — подчеркнул заместитель директора музея.
В храме для иконы был сооружен специальный герметичный киот, который не только поддерживает условия температуры и влажности, но и в режиме онлайн транслирует сведения в Русский музей. В случае отключения электроснабжения, в течение восьми часов всегда будут работать специальные батареи, поддерживающие необходимые условия для иконы.
Передача иконы даже на время – важный символический жест по отношению ко всем верующим. Важный урок состоит и в том, что общество и государство пытается воздавать должное тем, кто берет на себя часть его функций. Тем более, что икону ведь передают в общедоступный храм, а значит всем верующим, способным и желающим ей поклониться. Увидели её уже около 40 тысяч человек.
Передача музейной иконы в храм пока единичное явление. И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться? Где и какие будут нужны помещения для экспозиций и хранения? Какой режим охраны потребуется? Что такое изготовление капсул для хранения отдельных святынь? Как организовать мониторинг состояния икон? Кто, как и где будет вести реставрационные работы такого значительного объема?
А пока эмоциональные дискуссии продолжаются… И на всплеске эмоций возникает ложная дилемма: или-или. Или музей, или храм. В пылу споров исключаются совместные проекты — церковные музеи, храмы с музейными экспозициями.
Цель совместного проекта Кафедры реставрации ПСТГУ и Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – способствовать сохранению памятников церковного искусства как в храмах и монастырях, так и в домашних собраниях.
С Кафедрой реставрации ПСТГУ много лет сотрудничают Государственный исторический музей, Музей древнерусского искусства им.А.Рублева, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Коломенское», Вологодский музей-заповедник, Муромский художественно-исторический музей, ГосНИИР, Храм-музей Софийский Собор Новгородского кремля, Троице-Сергиева Лавра, ЦАК при Тобольской Духовной семинарии, другие организации, многие монастыри и храмы Москвы и России.
Кафедра реставрации ПСТГУ уникальна тем, что на признанном профессиональными кругами уровне готовит специалистов в области реставрации именно для работы в Церкви, учитывая эту специфику в учебном процессе. Они получают специализацию «Реставрация, консервация и хранение произведений станковой живописи».
Для выпускников кафедры было бы целесообразно учредить епархиальную должность хранителей произведений церковного искусства наряду с должностью епархиального архитектора.
Церкви нужны не отдельные специалисты и не отдельные помещения, а целая система, которую предстоит создать практически с нуля. Парадокс же заключается в том, что сегодня в Церкви нет даже соответствующего административного учреждения. За культурное наследие в Церкви сегодня отвечают все и никто.
Между тем, еще в 2006 году в ходе консультаций между Управлением делами Московской Патриархии и Росохранкультурой звучали предложения по созданию Синодального отдела по культуре, в котором два основных отдела занимались бы движимым и недвижимым имуществом соответственно. Предполагалось, что такой синодальный отдел мог бы работать в тесном сотрудничестве с Росохранкультурой и его территориальными управлениями.
На встрече Святейшего Патриарха Кирилла с представителями музейного сообщества России 29 августа 2010 г. в Спасо-Андрониковом монастыре Святейший Патриарх отметил необходимость выработки механизмов взаимодействия религиозных организаций с музейным сообществом. «Мы с вами вступили в тот период, когда нужно сообща решать все эти вопросы — сохранения, использования, научной экспертизы, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, особо отметив, что речь не идет о пересмотре имущественных прав. — Мы должны, ни в коем случае не разоряя музейные коллекции, не нанося никого ущерба нашим музеям, одновременно позаботиться о том, чтобы святыни стали доступны нашему верующему народу и чтобы они сохранялись достойно — как в храмах, так и в музеях. Очень надеюсь, что уважаемые представители музейного сообщества откликнутся на мое приглашение взаимодействовать с церковной комиссией (Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре)».
«Перед нами стоит одна цель — сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.