О том, каким должен быть храм в большом городе, о внутреннем убранстве современного храма и том, чем отличается архитектор церковный от светского — в интервью Управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония порталу «Православная жизнь» в рамках проекта «Беседы о церковном искусстве». Главное отличие церковного искусства от светского – его богооткровенность и каноничность
— Недавно мы говорили об иконописи, об авангарде в иконе, но примерно те же проблемы мы сейчас наблюдаем в церковной архитектуре. Сейчас храмы строятся, если несколько упростить ситуацию, в трех вариантах: реплики традиционных образцов, эклектика, где может быть намешано все сразу — от ампира до хайтека, и “авангард”.
Приходится слышать, что воспроизведение древних образцов не вписывается в современный городской ландшафт. Но практически представить церковное здание “в стиле панельных многоэтажек” довольно трудно. Каким должен быть храм для городских микрорайонов – мимикрирующим под застройку или напротив – привлекающим внимание?
— Для каждого христианина храм – это святыня, сакральное место встречи с Богом. Неслучайно символизм частей храма в его устройстве (притвор, наос и алтарь) указывает на образ Святой Троицы. Об этом рассуждает и преподобный Максим Исповедник в своей «Церковной мистагогии»: «Храм есть образ мысленного и чувственного мира – человека духовного и телесного. Алтарь есть символ первого, средняя часть – символ второго. В то же время обе эти части составляют нераздельное единство…»
Вопросы толкования символики храма и Литургии подымались также и святыми патриархами Софронием Иерусалимским и Германом Константинопольским, святым Симеоном, митрополитом Фессалонитским и др.
В традиционных исторических формах православный храм означает Царство Божие в единстве Божественного, небесного и земного, и соответственно в его архитектурной форме должны сочетаться три фактора: сакральный, исторический и бытовой. Наиболее гармоничное их сочетание и является тем критерием, по которому можно судить о достоинстве той или иной храмовой постройки. Не будем забывать, что главное отличие церковного искусства от светского – его богооткровенность и каноничность.
Смешения архитектурных стилей и смелые новации в храмостроении должны пройти проверку временем
К сожалению, более чем за семидесятилетнюю богоборческую эпоху мы потеряли эволюционную «духовную нить» в православном храмостроении. В большинстве современных проектов идёт сознательное заимствование прошлой архитектурной практики. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительное в этом то, что методы уже апробированы, и решения каких-то архитектурных задач были сделаны в прошлом (изменились только способы строительства и материал). Отрицательное – поле художественных средств храмостроения уменьшается, если исходить только из «историзма» постройки.
Зодчий, как например, иконописец, должен развивать свой творческий потенциал, опираясь на богословие, каноны, традицию и практику. Сейчас трудно найти архитектора с духовным образованием, и поэтому задача священника (заказчика) грамотно разъяснить и правильно указать на требования к постройке. Нельзя забывать, что ответственность за конечный результат несут оба.
Возможно, в будущем, можно поднять вопрос о создании общей специализированной комиссии для рассмотрения архитектурных проектов постройки новых храмов, которая, в свою очередь, будет определять направления развития нашего православного зодчества с учётом богатого национального наследия, а также искать решения сложных творческих задач храмостроения.
Смешения архитектурных стилей и смелые новации в сегодняшнем храмостроении должны, в первую очередь, пройти проверку временем. Возможно, будущие поколения воспримут их как традиционные для своего времени.
Для воцерковлённого человека храм не может быть только «объектом созерцания»
— Иногда архитектурные критики и искусствоведы отмечают, мол, в современном храме должно быть много света, “много воздуха”. Но иногда в таких новых храмах чувствуешь себя не очень уютно и тянет помолиться в полумраке “традиционных” церквей. Порой, в стремлении к большей торжественности архитектор вносит в интерьер храма всё “самое-самое”. Здесь и раззолоченный иконостас с обильной резьбой, и витражи, и мозаики… Но в результате получается что-то очень пестрое и кричащее. Где та грань, за которой заканчивается гармония и начинается китч? Ведь прежние мастера Византии и Древней Руси умели тонко это чувствовать. Почему же в наше время это не всегда удается?
— В храме происходит духовное рождение человека, его преображение, здесь совершаются все церковные Таинства – Евхаристия, Венчание, Крещение и другие. Верующие приходят в храм ради духовного единения с Богом. Соответственно всё внешнее (раззолоченный иконостас, витражи, мозаики и т.д.) – вторично.
Для воцерковлённого человека храм не может быть исключительно «объектом созерцания». При этом традиционно и исторически так сложилось, что для православного христианина место молитвенного стояния должно быть благолепным – эстетически красивым. Интерьер или экстерьер храма кому-то может нравиться или не нравиться, у каждого свой культурный уровень и воспитание. Но с этим нужно считаться и учитывать в современном храмовом зодчестве. Общецерковная культура и знание национальных и местных традиций храмостроения очень важны на сегодняшний день.
Мастера Византии и Древней Руси чётко привязывали архитектуру храма к литургической жизни, вот почему вершиной их творчества стала крестово-купольная система, как наиболее подходящая для богослужения. Например, Успенский собор Киево-Печерской Лавры (ХІ в.) был образцом для православных зодчих вплоть до ХV в.
Моя малая родина очень богата на деревянное церковное зодчество
— Какие традиционные стили лично Вам больше по вкусу? Римские базилики, храмы Византии и домонгольской Руси, украинское барокко, классицизм, модерн…
— Все вышеперечисленные стили хорошо сочетаются в народном деревянном храмостроении. Это огромный пласт нашей культуры, который выявляет трепетное, благоговейное отношение украинского народа к православному храму. В этом проявляется и этнокультурная особенность каждого региона нашей страны. Это близко и мне. Моя малая родина – Закарпатье – очень богата на деревянное церковное зодчество, в котором органично переплетаются многовековые христианские и народные традиции.
Главное — чтобы не были нарушены принципы архитектуры храма и чтобы было удобно молиться
— Каким же главным критериям, по Вашему мнению, должен соответствовать православный храм в наши дни?
— Необходимо сохранять такие черты архитектуры, которые бы указывали на ее национальную принадлежность, определялись христианской культурой и спецификой исторического пути.
Храм, как строение, нельзя ограничивать каким-то одним архитектурным стилем или направлением. Главное, чтобы не были нарушены общие принципы архитектурной организации храма, чтобы в его литургическом пространстве сочеталось удобство служения клира и молитвенное пребывание верных.
Это можно отнести и к очень важной составляющей храма – его росписям. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармоничного сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества».