Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации
  • ГЛАВНАЯ
  • ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ
    • СОСТАВ ЭС
    • ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ
    • РАБОЧИЕ ГРУППЫ
    • Новости
    • Статьи
  • ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДРЕВЛЕХРАНИТЕЛЬ
    • ПОЛОЖЕНИЕ О ДОЛЖНОСТИ ЕПАРХИАЛЬНОГО ДРЕВЛЕХРАНИТЕЛЯ
    • Патриарший совет по культуре — епархиальный древлехранитель
    • Древлехранительство (вопросы и ответы)
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    • Инструкция по приёму, учёту и хранению имущества храмов Русской Православной Церкви
    • Методические рекомендации по эксплуатации памятников
    • Реставрация икон. Центр им. академика И.Э. Грабаря
    • Как получить готовый проект храма для епархии
    • Методические рекомендации по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения — 2018 г.
    • Рекомендации по использованию и сохранению храма – памятника архитектуры и его святынь
    • Рекомендации по подготовке неотапливаемых храмов – церковных памятников к зимнему и летнему периодам их эксплуатации для предотвращения нанесения им чрезмерного вреда
    • Рекомендации по проведению первоочередных работ на исторических объектах (бюджетная модель)
    • В помощь настоятелям строящихся храмов. Важные рекомендации по оформлению документации и пр.
  • ДОКУМЕНТЫ
    • Документы Священного Синода РПЦ
      • Положение о епархиальном архитекторе (для епархий на территории Российской Федерации)
      • Положение о порядке рассмотрения и утверждения проектных и строительных работ нового храмоздательства и строительства церковных зданий и сооружений
      • Положение о порядке рассмотрения и утверждения проектов реставрации церковных памятников на территории Российской Федерации
    • Правила подачи проектной документации для согласования
    • Юридические документы
    • Прочие документы
  • ССЫЛКИ
    • ПАТРИАРШИЙ СОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
    • ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РПЦ
    • ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ КОМИССИЯ Г. МОСКВЫ
    • БАЗЫ ДАННЫХ ИКОН
    • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
      • АРХНАДЗОР
      • ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ
      • ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
      • РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
    • ОРГАНЫ ОХРАНЫ НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНАХ РФ
Меню Сайта:
  • Home
  • Статьи
  • Какой должна быть современная храмовая архитектура

Какой должна быть современная храмовая архитектура

31.10.2017 / Статьи
Какой должна быть современная храмовая архитектура

О том, каким должен быть храм в большом городе, о внутреннем убранстве современного храма и том, чем отличается архитектор церковный от светского — в интервью Управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония порталу «Православная жизнь» в рамках проекта «Беседы о церковном искусстве». Главное отличие церковного искусства от светского – его  богооткровенность и каноничность

— Недавно мы говорили об иконописи, об авангарде в иконе, но примерно те же проблемы мы сейчас наблюдаем в церковной архитектуре. Сейчас храмы строятся, если несколько упростить ситуацию, в трех вариантах: реплики традиционных образцов, эклектика, где может быть намешано все сразу — от ампира до хайтека, и “авангард”.

Какой должна быть современная храмовая архитектура

Приходится слышать, что воспроизведение древних образцов не вписывается в современный городской ландшафт. Но практически представить церковное здание “в стиле панельных многоэтажек” довольно трудно. Каким должен быть храм для городских микрорайонов – мимикрирующим под застройку или напротив – привлекающим внимание?

— Для каждого христианина храм – это святыня, сакральное место встречи с Богом. Неслучайно символизм частей храма в его устройстве (притвор, наос и алтарь) указывает на образ Святой Троицы. Об этом рассуждает и преподобный Максим Исповедник в своей «Церковной мистагогии»: «Храм есть образ мысленного и чувственного мира – человека духовного и телесного. Алтарь есть символ первого, средняя часть – символ второго. В то же время обе эти части составляют нераздельное единство…»
Вопросы толкования символики храма и Литургии подымались также и святыми патриархами Софронием Иерусалимским и Германом Константинопольским, святым Симеоном, митрополитом Фессалонитским и др.
В традиционных исторических формах православный храм означает Царство Божие в единстве Божественного, небесного и земного, и соответственно в его архитектурной форме должны сочетаться три фактора: сакральный, исторический и бытовой. Наиболее гармоничное их сочетание и является тем критерием, по которому можно судить о достоинстве той или иной храмовой постройки. Не будем забывать, что главное отличие церковного искусства от светского – его  богооткровенность и каноничность.

Какой должна быть современная храмовая архитектура

Смешения архитектурных стилей и смелые новации в храмостроении должны пройти проверку временем

К сожалению, более чем за семидесятилетнюю богоборческую эпоху мы потеряли эволюционную «духовную нить» в православном храмостроении. В большинстве современных проектов идёт сознательное заимствование прошлой архитектурной практики. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительное в этом то, что методы уже апробированы, и решения каких-то архитектурных задач были сделаны в прошлом (изменились только способы строительства и материал). Отрицательное – поле художественных средств храмостроения уменьшается, если исходить только из «историзма» постройки.
Зодчий, как например, иконописец, должен развивать свой творческий потенциал, опираясь на богословие, каноны, традицию и практику. Сейчас трудно найти архитектора с духовным образованием, и поэтому задача священника (заказчика) грамотно разъяснить и правильно указать на требования к постройке. Нельзя забывать, что ответственность за конечный результат несут оба.
Возможно, в будущем, можно поднять вопрос о создании общей специализированной комиссии для рассмотрения архитектурных проектов постройки новых храмов, которая, в свою очередь, будет определять направления развития нашего православного зодчества с учётом богатого национального наследия, а также искать решения сложных творческих задач храмостроения.

Смешения архитектурных стилей и смелые новации в сегодняшнем храмостроении должны, в первую очередь, пройти проверку временем. Возможно, будущие поколения воспримут их как традиционные для своего времени.

Какой должна быть современная храмовая архитектура

Для воцерковлённого человека храм не может быть только «объектом созерцания»

— Иногда архитектурные критики и искусствоведы отмечают, мол, в современном храме должно быть много света, “много воздуха”. Но иногда в таких новых храмах чувствуешь себя не очень уютно и тянет помолиться в полумраке “традиционных” церквей.  Порой, в стремлении к большей торжественности архитектор вносит в интерьер храма всё “самое-самое”. Здесь и раззолоченный иконостас с обильной резьбой, и витражи, и мозаики… Но в результате получается что-то очень пестрое и кричащее. Где та грань, за которой заканчивается гармония и начинается китч? Ведь прежние мастера Византии и Древней Руси умели тонко это чувствовать. Почему же в наше время это не всегда удается?

— В храме происходит духовное рождение человека, его преображение, здесь совершаются все церковные Таинства – Евхаристия, Венчание, Крещение и другие. Верующие приходят в храм ради духовного единения с Богом. Соответственно всё внешнее (раззолоченный иконостас, витражи, мозаики и т.д.) – вторично.

Для воцерковлённого человека храм не может быть исключительно «объектом созерцания». При этом традиционно и исторически так сложилось, что для православного христианина место молитвенного стояния должно быть благолепным – эстетически красивым. Интерьер или экстерьер храма кому-то может нравиться или не нравиться, у каждого свой культурный уровень и воспитание. Но с этим нужно считаться и учитывать в современном храмовом зодчестве. Общецерковная культура и знание национальных и местных традиций храмостроения очень важны на сегодняшний день.

Мастера Византии и Древней Руси чётко привязывали архитектуру храма к литургической жизни, вот почему вершиной их творчества стала крестово-купольная система, как наиболее подходящая для богослужения. Например, Успенский собор Киево-Печерской Лавры (ХІ в.) был образцом для православных зодчих вплоть до ХV в.

Какой должна быть современная храмовая архитектура

Моя малая родина очень богата на деревянное церковное зодчество

— Какие традиционные стили лично Вам больше по вкусу? Римские базилики, храмы Византии и домонгольской Руси, украинское барокко, классицизм, модерн…
— Все вышеперечисленные стили хорошо сочетаются в народном деревянном храмостроении. Это огромный пласт нашей культуры, который выявляет трепетное, благоговейное отношение украинского народа к православному храму. В этом проявляется и этнокультурная особенность каждого региона нашей страны. Это близко и мне. Моя малая родина – Закарпатье – очень богата на деревянное церковное зодчество, в котором органично переплетаются многовековые христианские и народные традиции.

Какой должна быть современная храмовая архитектура

Главное — чтобы не были нарушены принципы архитектуры храма и чтобы было удобно молиться

— Каким же главным критериям, по Вашему мнению, должен соответствовать православный храм в наши дни?
— Необходимо сохранять такие черты архитектуры, которые бы указывали на ее национальную принадлежность, определялись христианской культурой и спецификой исторического пути.

Какой должна быть современная храмовая архитектура

Храм, как строение, нельзя ограничивать каким-то одним архитектурным стилем или направлением. Главное, чтобы не были нарушены общие принципы архитектурной организации храма, чтобы в его литургическом пространстве сочеталось удобство служения клира и молитвенное пребывание верных.

Какой должна быть современная храмовая архитектура

Это можно отнести и к очень важной составляющей храма – его росписям. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармоничного сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества».

Comments are closed.

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (c) 2015 - 2022 | Разработка Nimico Group