- Архитектурный облик монастырских комплексов, городских и сельских храмов и часовен, их росписи, исторические иконостасы, иконы, литургические сосуды, облачения должны рассматриваться и охраняться как часть истории святой Церкви, ее духовного опыта и памяти благочестия предков.
- Программы любых работ, ведущих к изменению внешнего облика и интерьера храмов – памятников архитектуры[1] до разработки проектной документации (выполняемой лицензированными реставрационными проектными организациями по благословению епархиального архиерея) представляются на рассмотрение епархиальному архитектору, древлехранителю и/или в епархиальную архитектурно-искусствоведческую комиссию. При обращении прикладывается описание предполагаемых работ и фотографии предполагаемых к изменению частей храма.
- В соответствии с нормами действующего законодательства проводить работы на объектах, имеющих статус памятника истории и культуры, без наличия разработанной и согласованной проектной документации не допускается. Всвязи с этим проведение любых видов ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия необходимо согласовывать не только с епархиальными структурами, но и в установленном порядке с уполномоченным органом охраны памятников.
- Концепции развития, программы реставрационных работ и/или эскизные проекты реставрации по памятникам архитектуры, включенных в реестр Всемирного наследия UNESCO, а также по епархиальным памятникам федерального значения, представляются на рассмотрение в Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Документы предоставляются в виде альбома формата А-3, краткой исторической справки и описания предполагаемых работ. Любые дальнейшие согласования возможны только после получения письменного положительного решения Экспертного совета.
- Любое произвольное искажение исторических архитектурных форм храмов и других построек, уничтожение и искажение произведений иконописи или монументальной живописи в храмах в соответствии с Законодательством РФ и других стран юрисдикции РПЦ является уголовно наказуемым деянием. В связи с этим, без согласования с профильными епархиальными структурами (см.: п. 2) и/или органами государственной охраны памятников запрещается:
5.1. Сбивать, произвольно переписывать (полностью или частично), а также самочинно дописывать настенные росписи.
5.2. Настоятелям и настоятельницам монастырей, скитов, монастырских подворий, настоятелям соборов и приходских храмов производить замену иконостасов и икон в них.
5.3. Без письменного согласования с профильными епархиальными структурами перемещать (изымать) или отдавать на реставрацию исторические элементы интерьера храмов, в том числе киоты, иконостасы, исторические лампады, подсвечники, паникадила, ограждения солеи, а также литургические сосуды.
- При подготовке неотапливаемых храмов – памятников архитектуры к осенне-зимнему периоду консервации и при выведении храмов в режим эксплуатации в весенне-летний период, строго следовать Рекомендациям, разработанным Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
- За невыполнение пунктов 5 и 6 установить персональную (личную) ответственность настоятелей храмов, наместников и настоятельниц монастырей.
Наиболее исчерпывающая информация по данному вопросу содержится в следующих документах.
- Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации. М.: Министерство культуры РФ, 2016.
- Методические рекомендации по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения. М.: Патриарший совет по культуре; Министерство культуры РФ, 2018.
Также см.: электронные версии вышеуказанных документов на сайте Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации (http://expsovet.ru – раздел «Методические рекомендации»).
Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации
Москва, 2018
[1] Согласно Федеральному закону 73-ФЗ здания могут иметь статус выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия муниципального, регионального или федерального значения, последние также могут относиться к особо ценным объектам культурного наследия, список которых утвержден Правительством РФ, а также к реестру Всемирного наследия UNESCO.