Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации
  • ГЛАВНАЯ
  • ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ
    • СОСТАВ ЭС
    • ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ
    • РАБОЧИЕ ГРУППЫ
    • Новости
    • Статьи
  • ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДРЕВЛЕХРАНИТЕЛЬ
    • ПОЛОЖЕНИЕ О ДОЛЖНОСТИ ЕПАРХИАЛЬНОГО ДРЕВЛЕХРАНИТЕЛЯ
    • Патриарший совет по культуре — епархиальный древлехранитель
    • Древлехранительство (вопросы и ответы)
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    • Инструкция по приёму, учёту и хранению имущества храмов Русской Православной Церкви
    • Методические рекомендации по эксплуатации памятников
    • Реставрация икон. Центр им. академика И.Э. Грабаря
    • Как получить готовый проект храма для епархии
    • Методические рекомендации по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения — 2018 г.
    • Рекомендации по использованию и сохранению храма – памятника архитектуры и его святынь
    • Рекомендации по подготовке неотапливаемых храмов – церковных памятников к зимнему и летнему периодам их эксплуатации для предотвращения нанесения им чрезмерного вреда
    • Рекомендации по проведению первоочередных работ на исторических объектах (бюджетная модель)
    • В помощь настоятелям строящихся храмов. Важные рекомендации по оформлению документации и пр.
  • ДОКУМЕНТЫ
    • Документы Священного Синода РПЦ
      • Положение о епархиальном архитекторе (для епархий на территории Российской Федерации)
      • Положение о порядке рассмотрения и утверждения проектных и строительных работ нового храмоздательства и строительства церковных зданий и сооружений
      • Положение о порядке рассмотрения и утверждения проектов реставрации церковных памятников на территории Российской Федерации
    • Правила подачи проектной документации для согласования
    • Юридические документы
    • Прочие документы
  • ССЫЛКИ
    • ПАТРИАРШИЙ СОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
    • ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РПЦ
    • ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ КОМИССИЯ Г. МОСКВЫ
    • БАЗЫ ДАННЫХ ИКОН
    • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
      • АРХНАДЗОР
      • ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ
      • ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
      • РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
    • ОРГАНЫ ОХРАНЫ НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНАХ РФ
Меню Сайта:
  • Home
  • Юридические документы
  • О внесении изменений в Федеральный закон

О внесении изменений в Федеральный закон

05.02.2018 / Юридические документы

О проекте федерального закона, вносящего изменения в порядок осуществления надзора в области охраны объектов культурного наследия

На официальном портале проектов нормативных правовых актов Министерством культуры РФ размещен проект федерального закона «О 

внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект, по замыслу разработчика, направлен на совершенствование порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Проект федерального закона комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

Законопроект предусматривает установление общественного контроля за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия. Право осуществлять такой контроль предоставляется общественным организациям через создаваемые ими общественные инспекции, члены которых имеют право беспрепятственно, без учета режима осуществления богослужений и иной религиозной деятельности, посещать и осматривать принадлежащие религиозным организациям объекты культурного наследия и их территории, а также использовать при проведении мониторинга состояния объектов культурного наследия технические средства связи, аудио-, фото- и видеофиксацию, средства технического и инструментального контроля, беспилотные летательные аппараты.

Согласно законопроекту религиозные организации не могут выступить в качестве учредителей общественных инспекций. При этом законопроект исключает возможность включения в состав общественных инспекций лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с религиозными организациями как собственниками (пользователями) объектов культурного наследия.

Поскольку более 90% объектов культурного наследия находится в собственности или пользовании религиозных организаций, принятие законопроекта создаст почву для беспрецедентного вмешательства общественных организаций в деятельность религиозных организаций. Тем самым будут грубо попраны не только нормы государственного законодательства, но и международные обязательства, гарантирующие религиозным общинам право осуществлять деятельность в соответствии с собственными внутренними установлениями и иерархической структурой. Подконтрольность деятельности религиозных общин общественным инспекциям и иным общественным формированиям лежит вне правового поля и поэтому совершенно недопустима. Даже в советское время, когда антирелигиозная пропаганда была частью государственной идеологии, общественный контроль за деятельностью религиозных организаций не допускался. Наделение общественных инспекций правом контролировать деятельность религиозных организаций в сфере сохранения, использования и содержания объектов культурного наследия приведет к самоуправству отдельных общественных групп, прежде всего и главным образом, в религиозной сфере, поскольку общественные инспектора получат возможность входить в алтари храмов, в том числе во время богослужений, осматривать внутренние помещения келейных корпусов и иных монастырских и приходских зданий.

Законопроект требует серьезной доработки в части исключения памятников истории и культуры религиозного назначения из перечня объектов подлежащих общественному контролю и не может быть поддержан в существующей редакции.

Юридическая служба Московской Патриархии 17.07.2017

Comments are closed.

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (c) 2015 - 2022 | Разработка Nimico Group