Инструкция по приёму, учёту и хранению имущества храмов
Русской Православной Церкви
Инструкция была разработана в Православном Свято-Тихоновском богословском институте коллективом авторов под редакцией кандидата искусствознания прот. Бориса Михайлова в 2003 году. В настоящее время в структуре МП появилась должность епархиального древлехранителя, образованы Патриаррший совет по культуре и Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Актуализировал эти материалы член Экспертного совета архитектор Михаил Кеслер по благословению председателя Экспертного совета прот. Леонида Калинина. Инструкция дополнена материалами из «Методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов Российской Федерации» (Министерство культуры РФ,Москва 2016).
Содержание:
- Имущество Церкви
- Православный подход к памятникам
- Действующие правила охраны памятников
- Совместное с музеями использование памятников церковной архитектуры и искусства
- Юридическое хранение
- Об исследовании храмов-памятников архитектуры
- Что можно требовать от проекта реставрации
- Физическое хранение
- Требования к содержанию объектов культурного наследия
- Правила ремонта и реставрации памятников архитектуры и церковного искусства
- Неотапливаемые храмы
- Отапливаемые храмы
- Организационно-технические мероприятия и требования по эксплуатации православных храмов
- Обеспечение конструктивной прочности храмов
- О ремонтных и строительных работах на территории церковного владения
- Правила наблюдения, исследования и реставрации стенных росписей и иконостасов, имеющих статус памятников культуры
- Защита художественно обработанных поверхностей от повреждений
- Рекомендации по уходу за позолотой в процессе эксплуатации здания храма
- Условия хранения особо чтимых икон
- Условия хранения богослужебных облачений и тканей
- Условия хранения богослужебных сосудов, светильников, церковной утвари из металла
- Условия хранения и использования колоколов
- Устройство фондовых помещений (древлехранилищ)
Приложения
- Порядок подтверждения выполнения требований охранного обязательства
- Рекомендации по фиксации проводимых мероприятий
- Ответственность за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия
Имущество Церкви
Сохранение и передача грядущим поколениям бесценного духовного наследия Русской Православной Церкви, запечатленного в памятниках архитектуры, иконописи, произведениях изобразительного и ювелирного искусства, скульптуры, всегда было очевидной и насущной задачей Церкви.
Согласно 38-му правилу святых апостолов, гласящему: «Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу», позднейшим церковно-каноническим постановлениям, а также в соответствии с главой XV Устава Русской Православной Церкви ответственность за сохранность церковного имущества, в том числе храмов и монастырей, лежит на епархиальном архиерее, осуществляющем начальствующее наблюдение за сохранением памятников церковной архитектуры и искусства во вверенной ему епархии.
Государственное законодательство стран регистрации епархий, устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение, как недвижимых объектов культурного наследия, так и движимого имущества, относящегося к культурным ценностям. В частности, законодательство Российской Федерации предусматривает, соответственно, административную и уголовную ответственность за нарушение охранных обязательств, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия.
В настоящее время в подавляющем большинстве государств на канонической территории Русской Православной Церкви сформирована законодательная база, определяющая порядок передачи государственного имущества религиозного назначения (в том числе объектов культурного наследия и культурных ценностей) в собственность либо пользование религиозных организаций.
Под сохранением объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия в целях положений Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подразумеваются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Православный подход к памятникам
Прежде всего, необходимо утвердиться в православном подходе к памятникам и предметам церковной старины.
Имущество Церкви создавалось на протяжении столетий молитвенным и жертвенным подвигом народа божия. Оно является уникальным свидетельством русского народа о Творце мира и потому имеет непреходящее общенациональное и мировое значение.
Древняя архитектура, живопись и прикладное искусство являются частью церковного Предания. Они составляют видимые образы и специально организованные пространства, порожденные духовным опытом наших предков: художников, ктиторов и наставлявших их подвижников благочестия. Это сохранившиеся Божиим промыслом свидетельства древнего благочестия и богомыслия. Созданные народом божиим в недрах Церкви, они являются неотъемлемой частью Божественной литургии, на сокровенном языке которой Церковь молитвенно обращается к Богу, свидетельствует о Его реальности.
Из сказанного следует, что священный долг приходов — свято хранить произведения церковного искусства вплоть до самых мелких деталей, не надеясь, что допущенные утраты легко восполнимы, а переделки — несущественны.
Церковные памятники архитектуры, живописи и прикладного искусства являются частью всенародного культурного достояния, в качестве такового они находятся под охраной государства. Необходимо неукоснительно соблюдать государственные нормы охраны памятников, исходя из уважения к культурному наследию как таковому. Даже к тем его поздним элементам, которые не могут быть отнесены к церковному Преданию, но, тем не менее, являются признаваемыми обществом художественными произведениями, ценимыми как памятники истории.
Следование установленным правилам охраны памятников есть, кроме того, акт законопослушания, заповеданный нам Священным Писанием. В выполнении этих правил должна быть полная добросовестность, потому что через их нарушение «имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).
Имущество Церкви подразделяется на недвижимое и движимое, имеющее литургическое (сакральное) назначение (храмы, иконы, колокола, богослужебные сосуды, книги, облачения и т.д.) или являющееся частью церковного обихода (церковные строения, утварь и пр.).
Имущество Церкви может иметь статус памятника истории и культуры республиканского или местного значения, являться выдающимся произведением церковной архитектуры и литургического искусства или быть предметом материальной культуры разной степени значимости.
Известными постановлениями советской власти имущество Церкви было отторгнуто от нее и подверглось неслыханному уничтожению и разграблению. Самоотверженными усилиями верующих, бескорыстным трудом мирян и работников культуры часть имущества Церкви удалось сохранить от разрушения. Однако, оставаясь в государственных хранилищах, оно по-прежнему лишается изначального места в культуре, преподносится в одностороннем; эстетическом аспекте, как только произведение искусства, и потому продолжает подвергаться — пусть и невольному — поношению. Храмы и иконы обретут свое изначальное значение, а потому и подлинный культурный статус только в единстве богослужения, которое одно определяет иерархию всех ценностей, сотворенных человеком о Боге.
Возвращение имущества Церкви становится насущной церковной и общекультурной задачей наших дней. Оно должно быть произведено объединенными силами верующих и мирян, работниками епархиальных, приходских и культурных государственных учреждений — согласованно, грамотно, с надежными гарантиями сохранности.
Возвращение имущества Церкви осуществляется на основании действующего законодательства и ведомственных актов государственными органами, общественными организациями и частными лицами по инициативе владеющей стороны или по заявкам церковных организаций, имеющих статус юридического лица.
Передача производится в собственность или в бессрочное и безвозмездное пользование, а также в совместное использование с государственными организациями.
Не является принципиально необходимой передача имущественных прав на предметы движимого характера, что позволит органам охраны памятников и музеям использовать государственное (региональное) финансирование на реставрацию передаваемых в безвозмездное пользование древлехранилищу икон и др. предметов.
Принимающей стороной является Священноначалие (Московская Патриархия, епархиальные управления). Для приема и хранения Священноначалием организуются епархиальные древлехранилища, монастырские и приходские ризницы.
В среде храма — древлехранилища необходимо совместными усилиями церковных структур и государственных органов создавать все необходимые условия и режим хранения, обеспечить с помощью музейных специалистов мониторинг всех движимых и недвижимых частей интерьера и внешнего убранства.
Эксплуатация объекта культурного наследия – это комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения), являющегося объектом культурного наследия. Эксплуатация здания (сооружения) включает в себя: техническое обслуживание, санитарное содержание, ремонтные работы с учётом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
Во взаимодействии с органами охраны памятников и музеями, нужно использовать все возможности, чтобы дополнить интерьер памятника иконами из музейных запасников, профессионально формируя образ церковного интерьера с участием искусствоведов и музейных сотрудников.
Во исполнение Постановлений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 г. (п. 41) о надлежащем использовании, сохранении, учете, ремонте, реставрации и восстановлении памятников церковной архитектуры и искусства в штат епархий вводится должность епархиального древлехранителя, осуществляющего контроль за сохранением памятников истории и культуры — объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иными предметами церковного наследия, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений (Положение о должности епархиального древлехранителя Священный Синод принял 25 декабря 2014 года).
В компетенцию епархиального древлехранителя входит: своевременное информирование епархиального архиерея и Патриаршего совета по культуре о значимых проблемах в епархии, связанных с сохранением недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям; наблюдение за сохранностью, своевременным ремонтом, реставрацией переданных религиозным организациям Русской Православной Церкви в лице данной епархии недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям; пресечение действий, направленных на повреждение или уничтожение недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям (по согласованию с епархиальным архиереем); профессиональное взаимодействие с музейным сообществом и организациями культуры.
— В обязанности епархиального древлехранителя входит учет и хранение всех недвижимых и движимых памятников, строений и предметов церковного обихода, а также подготовка историко-архивного материала, контроль за ремонтом и реставрацией церковного имущества.
— Епархиальный древлехранитель контролирует соблюдение каноническими подразделениями епархии требований к сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности (пользовании) данных канонических подразделений.
— Епархиальный древлехранитель составляет реестр объектов культурного наследия и культурных ценностей, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений, и представляет этот реестр епархиальному архиерею для дальнейшего направления в Патриарший совет по культуре.
— Епархиальный древлехранитель по согласованию с епархиальным архиереем принимает меры, направленные на пресечение деятельности, влекущей повреждение, разрушение, искажение, уничтожение объектов культурного наследия и культурных ценностей; информирует Патриарший совет по культуре об особо сложных ситуациях.
— Епархиальный древлехранитель по согласованию с епархиальным архиереем участвует в переговорах канонических подразделений епархии с уполномоченными государственными органами по вопросам, связанным с установлением и соблюдением требований к сохранению объектов культурного наследия и культурных ценностей, находящихся в собственности (пользовании) данных канонических подразделений.
— Епархиальный древлехранитель по согласованию с епархиальным архиереем взаимодействует с уполномоченными государственными органами и организациями культуры (в том числе музеями) по вопросам сохранения объектов культурного наследия, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений.
Передача и прием имущества Церкви осуществляются полномочными представителями сторон, посредством актов и при обеспечении охраны силами соответствующих государственных органов.
Принимающая сторона обязуется обеспечить юридическую и физическую сохранность передаваемого имущества.
Действующие правила охраны памятников
Вступая в права пользования храмом, являющимся памятником истории и культуры, приход подписывает Охранный Договор, в котором зафиксированы основные обязательства прихода по правильному содержанию памятника. Обязательными приложениями к Охранному Договору являются: составляемый при передаче памятника Акт его технического состояния, Опись памятников и предметов церковной культуры данного храма и Список движимых памятников культуры в храме.
При вступлении в права пользования члены Приходского совета, ризничий с участием епархиального древлехранителя и инспектор органов охраны памятников должны произвести полную Инвентаризацию (перепись) охраняемых элементов памятника. На основании паспорта на Памятник (или указаний специалистов) следует установить и зафиксировать, какие стены, участки росписей и декоративного убранства принадлежат к охраняемому наследию, а какие нет. Например, если иконостас признан охраняемым элементом памятника, то относится ли это к позолоте, или же позолота поздняя и допустима перепозолота.
В Акте технического состояния памятника указываются замеченные утраты и неисправности, намечаются возможные пути и сроки их устранения. Любые работы на охраняемых объектах могут производиться только с ведома и разрешения органов охраны памятников и по благословению Священноначалия.
В числе приложений к Охранному Договору приходу (монастырю) должен быть передан экземпляр утвержденного Проекта зон охраны памятника, в котором зафиксированы требования к застройке и благоустройству прилегающей территории.
Если Проект зон охраны не разработан, об этом надо упомянуть в перечне приложений к Охранному Договору и в число первоочередных работ включить его составление.
Совместное с музеями использование памятников церковной архитектуры и искусства
В случаях совместного использования храмов-памятников церковной архитектуры и искусства правила их хранения должны отвечать основным положениям настоящей Инструкции и конкретно определяться применительно к условиям их функционирования. В любом случае, сколь бы редко ни совершалось в таком храме богослужение, его алтарная часть должна быть освящена по канонам Церкви и находиться на исключительном попечении Священноначалия. В соответствии с этим в таких храмах не могут находиться общественные туалеты, гардеробы, пункты питания, раздевалки, комнаты отдыха и рабочие места музейных сотрудников.
Юридическое хранение
Юридическое хранение предполагает регистрацию передаваемого объекта или предмета в учетных документах по единой схеме, принятой как в государственных, так и в церковных учреждениях.
Первичным учетным документом является приёмо-сдаточный акт. В акте указывается: в присутствии кого, от кого и кому, на основании чего и когда передается памятник или предмет церковной культуры. Здесь же приводятся краткие сведения об объекте передачи: его название, место и дата изготовления (автор), материал, размеры, происхождение, общее состояние сохранности. Для храмов и церковных строений составляется акт технического состояния.
Основным учетным документом является опись храма (монастыря) и его имущества. Она ведется в амбарной книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью епархиального управления.
В описи приводятся краткие сведения о храме, его архитектурных особенностях, церковных строениях прихода (монастыря) и находящихся в них святынях и приходском (монастырском) имуществе по следующей схеме: сведения о храме, времени его сооружения, престолах с датами освящения; описание главного алтаря с престолом, иконами, богослужебными книгами, сосудами, облачениями и прочей утварью; описание в таком же порядке главной части храма с иконостасом, клиросами, киотами, трапезной с иконами местного ряда, притвора и колокольни с колоколами. Затем описываются приделы с их алтарями, имуществом, иконостасом, клиросами, трапезной, иконами, светильниками, утварью, в том же порядке, что и в главной части храма, и подсобные помещения с их содержимым. Также описываются церковные строения на прилегающей территории храма вплоть до ограды и содержащееся в них движимое имущество прихода (монастыря).
Новые поступления заносятся в опись в порядке очередности с указанием места их помещения. Выбытие или перемещение предметов отмечаются в описи в графе «примечания» с указанием времени и основания и скрепляются приходской (монастырской) печатью.
Такие натурально-поместные описи составлялись на протяжении XVIII -XIX столетий по всем приходам Русской Православной Церкви. При всем своем неформализованном характере они являются надежным хранительским документом, по которому должна производиться передача церковного имущества от одного состава приходского совета другому и сверка наличия имущества во время инспекционных проверок.
Доступ к описи имеют только члены приходского совета, ризничий и епархиальный древлехранитель. Содержится опись в сейфе на ответственном хранении.
Список является первичным документом научного учета. В него заносятся памятники истории и культуры, имеющие государственный охранный номер, а также вновь выявленные памятники, подлежащие регистрации. В списке указывается местонахождение памятника, согласно описи, его разновидность, наименование, категория учета, датировка, автор или школа, материал, техника, размеры (в сантиметрах).
Паспорт является основным документом научного учета. Он содержит развернутые сведения о памятнике (движимом и недвижимом), которые являются результатом его изучения светскими и церковными специалистами.
В паспорте указываются следующие сведения: типология, вид, автор, школа, название, дата, материал (для драгоценного металла и камней указание веса, количества и пробы), размеры, подробное описание, фотофиксация с лица и с оборота, датирующая надпись, историко-художественная характеристика, состояние сохранности, местонахождение в интерьере, использование, исторические сведения, происхождение, выставки, литература, система охраны, категория учета и охранный номер, форма владения. Данные паспорта скрепляются подписью составителя с указанием даты и печатью юридического лица.
Об исследовании храмов-памятников архитектуры
Наблюдение за памятником с целью определения его сохранности проводится регулярно силами прихода и государственными органами охраны путем осмотра и ведения дефектных ведомостей (актов технического состояния).
Осмотры памятника с научно-исследовательскими целями допускаются при наличии соответствующего удостоверения и при условии почтительного отношения к храму и его святыням. Условия допуска и время работы исследователя определяются правилами, принятыми в Русской Православной Церкви. Имя, адрес, место работы и даты посещения исследователя должны фиксироваться ризничим храма с участием епархиального древлехранителя.
Что можно требовать от проекта реставрации
Заказывая проект, следует иметь в виду, что в современной реставрации господствует принцип «минимально допустимого вмешательства в памятник», поскольку всякие доделки и переделки неизбежно несут на себе печать своего времени. Всегда есть опасность, что эти переделки будут подавлять в той или иной мере подлинные элементы памятника. Поэтому нельзя настаивать на полном восстановлении памятника, каким он был когда-то.
Если утраты разрушают образ храма, лишают его канонического облика (например, если уничтожена глава храма), безусловным требованием является воссоздание канонической целостности сооружения. При этом предпочтение следует отдавать наиболее достоверному образцу, т.е. тем, пусть более поздним, формам, о которых сохранилось больше сведений.
Детали архитектурного декора, орнаментальной живописи и даже, отчасти, сюжетных росписей, имеющие утраты, могут консервироваться без приведения их к целостному виду. Это отвечает господствующим принципам современной реставрации (минимальное вмешательство в памятник), а с церковной точки зрения может восприниматься как ценное свидетельство и напоминание о том сложном и тяжелом пути, которым идет Церковь в современном мире. Церковные здания со следами утрат и повреждений приближаются по своему образу к катакомбным храмам, они говорят о том, что внешнее благолепие и богатство -не главное в Доме молитвы.
При необходимости расширения храма путем каких-либо пристроек вопрос о принципиальной допустимости их рассматривается Священноначалием и государственными органами охраны памятников. Подобные работы могут быть разрешены лишь в исключительных случаях и при том так, чтобы не разрушались и не закрывались ответственные в историко-культурном отношении части памятника, не происходило существенного изменения художественного образа сооружения.
Физическое хранение
Физическое хранение предмета предполагает его защиту от хищений, от неблагоприятного воздействия окружающей среды, в том числе и от антропогенных факторов, и соблюдение определенных правил ремонта и реставрации.
Защита церковного имущества от хищений предполагает, прежде всего, прекращение его бесхозного бытования в храме и на приходе. Поместная натуральная опись всего приходского (монастырского) достояния, его ответственное хранение, сопровождаемое контролем и проверками со стороны Священноначалия и полномочных органов, государства, создадут неблагоприятную обстановку для святотатцев.
Предметы, наиболее ценные в художественном и материальном отношении, находящиеся в удаленных сельских или плохо защищенных городских храмах, следует временно помещать в епархиальные древлехранилища, сопровождая это перемещение заменой аналогичными рядовыми предметами и составлением приемо-сдаточного акта с оставлением копии его на приходе.
Ценные предметы, подвергающиеся в храме в силу своего месторасположения наибольшему риску похищения, могут быть заменены ординарными аналогами и помещены временно в епархиальное древлехранилище.
Все движимые памятники истории и культуры, находящиеся на приходе, и наиболее ценная утварь должны быть фотофиксированы. Подробное описание предметов с раскрытием содержания надписи и клейм, а также видеофиксация являются необходимым предупредительным мероприятием.
Упорядочение ключевого хозяйства, укрепление дверных, оконных, чердачных и подвальных проемов, установление дополнительного ночного дежурства, наличие автономной сигнализации с выводом ее в органы внутренних дел создают при незначительных затратах внушительные заслоны на пути грабителей.
Особенно высокой степенью защиты должны отличаться епархиальные и монастырские древлехранилища. Для их безопасности следует использовать современные высокоэффективные системы сигнализации с финансированием работ за счет государственного бюджета и пожертвований.
Обеспечение сохранности самих памятников и предметов церковной старины сводится к двум основным вопросам: как обеспечить наилучшие условия содержания церковного имущества и как его ремонтировать и реставрировать.
Требования к содержанию объектов культурного наследия
Требования к содержанию конкретного объекта культурного наследия в соответствии с приказом Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ включены в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и заполняются в соответствии со статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
5) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
– под склады и объекты производства огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
– под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
– под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
6) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, утвердивший охранное обязательство, обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
7) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Правила ремонта и реставрации памятников архитектуры и церковного искусства
Любые работы, затрагивающие охраняемые элементы памятника, должны согласовываться со Священноначалием и государственными органами охраны памятников.
Некоторые технически несложные работы могут проводиться, по разрешению органов охраны, рабочими общестроительных специальностей — перекрытие кровель простых очертаний, покраска и побелка, мелкие вычинки простой кирпичной кладки и т.п. Технология работ и применяемые материалы согласовываются с органами охраны. Следует избегать использования современных искусственных материалов из-за их несовместимости с естественным характером используемых в Божественной литургии и литургическом искусстве веществ. Во многих случаях недопустимо применение цементного связующего и цементной штукатурки. Для вычинок необходим кирпич того же размера, что и на памятнике, часто т.н. «большемер».
Все более сложные и крупномасштабные работы могут производиться только реставраторами-специалистами по особо разработанным проектам.
Неотапливаемые храмы
В храмах, функционирующих как летние, зимние службы категорически воспрещаются.
Весенняя расконсервация храма
Службы в храме рекомендуется начинать не раньше Николы Майского (22 мая по новому стилю). Раннее весеннее проветривание должно производиться с момента, когда температура внутренних поверхностей стен храма на высоте 1,5 — 2 метров будет приблизительно (±5°С) равна температуре наружного воздуха.
Для определения условий, благоприятных для проветривания, еще в начале XX века П. П. Покрышкин рекомендовал простой способ: на улицу выносится хранимая в храме большая, заполненная водой бутыль. Если она запотевает, значит, перепад температур велик и проветривать нельзя. А если нет, проветривание желательно. Обыкновенно в начале марта в теплые сухие дни следует утром и вечером открывать храм для проветривания, а также открывать ставни.
После оттаивания цоколя храма следует начинать проветривание подвалов. Чердачные помещения можно начать проветривать раньше: при установлении ясной солнечной погоды.
Осенняя консервация
К началу зимы должен быть проведён качественный ремонт обнаруженных весной неисправностей ограждающих конструкций, крыш, стен, чердачных перекрытий, оконных и дверных заполнений, водосточной системы, прилегающей территории с обеспечением отвода дождевых и талых вод от здания.
При этом необходимо обеспечить нормальный температурно- влажностный режим подвальных и чердачных помещений, подготовить системы инженерного обеспечения (отопления, водоснабжения, вентиляции и т.п.) в соответствии с требованиями норм по их эксплуатации.
Осенняя консервация должна быть закончена к празднику Покрова Богородицы. Консервация храма состоит в установке заглушек в продухах в подвалах и на чердаках, уплотнении дверной и оконной столярки.
Проветривание храма с мая по октябрь проводится в сухую погоду при отсутствии резкой разницы между температурой наружного и внутреннего воздуха (±5° С). Проветривания должны обеспечивать в храме воздухообмен средней интенсивности. Сквозняки не допускаются. При проветривании необходимо открывать окна с подветренной стороны и избегать прямого попадания струй воздуха на росписи и иконы.
Отапливаемые храмы
Переход от отопительного режима зимой к летнему, и наоборот, должен осуществляться плавно путем постепенного включения и отключения отопительной системы.
Время прекращения или начала отопления определяется по приблизительному равенству температур наружного и внутреннего воздуха (-5° С для весны, + 5° С для осени). Проветривания производятся в сухую погоду через окна, открытые с подветренной стороны. Недопустимо попадание струй воздуха на росписи и иконостасы. В зимнее время рекомендуется проводить проветривания храма через прилегающие к нему пристройки — паперти, притворы, галереи, трапезные.
Для избежания значительного повышения температуры и влажности воздуха в храме во время большого стечения людей следует уменьшать интенсивность отопления и усиливать воздухообмен посредством проветривания храма.
Для улучшения естественного воздухообмена рекомендуется оборудовать окна барабана рамами специальной конструкции (с тройным остеклением и неподвижными или подвижными жалюзи), которые, обеспечивая воздухообмен, препятствовали бы попаданию атмосферной влаги внутрь храма.
Если относительная влажность устойчиво держится ниже 40 %, рекомендуется устанавливать в неприметных местах открытые емкости с водой (лучше всего плоские поддоны большой площади). Не реже, чем два раза в месяц, эти емкости необходимо тщательно промывать кипятком со стиральным порошком или мылом.
Разрешается создавать зоны комфортного микроклимата кратковременно или в ограниченных объемах, устанавливая обогреватели большой площади, например, в алтаре, у жертвенника и в диаконнике, на клиросах и в свечном ящике. При этом основная стационарная система должна работать в режиме подогрева.
Организационно-технические мероприятия и требования по эксплуатации православных храмов
Подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем следует устанавливать на негорючие основания. Рекомендуется предусматривать крепления подсвечников к полу. При этом, при переносе (уборке) подсвечника части креплений, устанавливаемые непосредственно на полу должны иметь возможность быстрого демонтажа, либо их скрытия, чтобы исключить наличие выступающих из пола частей.
Хранение горючих жидкостей (для лампад, светильников) должно осуществляться в металлических шкафах. В помещении допускается хранение не более 5 л горючих жидкостей (ГЖ). Розлив ГЖ в лампады и светильники должен осуществляться из закрытой небьющейся емкости на противне из негорючего материала. Розлив ГЖ в лампады и светильники необходимо осуществлять только при отсутствии открытого пламени и включенных электронагревательных приборов на расстоянии не менее 1 м от них. Запас ГЖ в молельном зале для заправки лампад и светильников должен храниться в металлической таре и составлять не более суточной потребности.
Не допускается предусматривать вешалки для одежды прихожан и хранение одежды в непосредственной близости (менее 2,5 м) от подсвечников и источников открытого огня, от печей и вытяжек из печей.
При проведении наиболее посещаемых богослужений (например, в Великие праздники) количество размещаемых в храме подсвечников должно быть максимально возможно уменьшено.
Горючая нагрузка, временно размещаемая в молельном зале (ели, свежая трава и т.д.), не должны находиться в непосредственной близости от открытого огня (не менее 2,5 м).
Допускается размещение травы по площади молельного зала в праздник Святой Троицы не более, чем на одни сутки с дальнейшей заменой.
При проведении богослужений и обрядов, связанных с необходимостью наличия горящих свечей у каждого прихожанина, должны быть предусмотрены мероприятия по ограничению количества людей в храме. Максимальная вместимость храма должна быть принята из расчета 0,5 м на одного человека.
Нельзя использовать для уборки горячую воду, но лишь воду комнатной температуры. Тряпки должны сильно отжиматься, т.е. уборка должна быть полусухая. Особенно осторожным должно быть применение воды при уборке храма, если полы выполнены из известняка, карбонатного песчаника и металлических плит, так как влага может вызывать их коррозию. На полу во время уборки нельзя устраивать луж, так как испарение воды с поверхности резко изменяет влажность воздуха, что наносит непоправимый вред произведениям искусства. Нельзя оставлять в храме уборочный инвентарь: ведра, тряпки и т.п., необходимо закрывать крышкой большие купели (для взрослых), если вода из них не сливается всякий раз после Крещения. Сосредоточение сырости приводит к возникновению очагов плесени и различного рода биологических повреждений, особенно в нижней части иконостаса и на боковых частях, в местах соприкосновения с наружными стенами. Ни в коем случае нельзя производить влажную уборку стен с росписями, поверхностей иконостасов и киотов.
Для измерения температуры и влажности можно рекомендовать бытовой термометр, укрепляемый в нейтральном с точки зрения воздухообмена месте, и бытовой психрометр..
Обеспечение конструктивной прочности храмов
Техническое состояние частей здания определяют по результатам внешнего осмотра и по данным, полученным в процессе эксплуатации. По решению комиссии вскрывают, при необходимости, конструкции (по согласованию с органами охраны объектов культурного наследия) для определения прочности и влажности скрытых элементов. Для указанных работ необходимо получение разрешения на научно-исследовательские и изыскательские работы в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия. После проведения осмотра вскрытые места тщательно заделывают. На вскрытие несущих конструкций и их заделку составляют акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия.
В сложных случаях привлекают специализированные организации и их экспертов. Особое внимание при осмотре крыш обращается на уязвимые места деревянных конструкций, находящиеся в неудовлетворительных температурно- влажностных условиях (опоры стропильных и чердачных балок по наружным стенам; состояние древесины в ендовах, у слуховых окон, мест пропуска шахт, труб и т.п.).
При обнаружении существенных деформаций и других нарушений несущих конструкций принимаются противоаварийные меры (при необходимости установить маяки, временные опоры и крепления), определяются характер и степень опасности повреждений. При этом вызываются представители соответствующего органа охраны объекта культурного наследия и специализированных организаций для выявления причин деформаций и определения способов их ликвидации.
Результаты весеннего осмотра зданий оформляются документально в Журнале технической эксплуатации объекта культурного наследия с указанием видов и объемов работ, подлежащих выполнению.
Конструктивная прочность храмов обеспечивается, прежде всего, хорошим состоянием фундаментов и кровель, а также ограждающих (стен, окон, дверей) и несущих (стен, столбов, сводов) конструкций.
Для сохранения фундаментов важно иметь снаружи у всех стен храма отмостку для отвода ливневых вод, всегда поддерживать ее в хорошем состоянии, т.е. без сквозных трещин, без отставания ее от основания стены. Вблизи храма нужно обеспечить водослив, чтобы не застаивались большие лужи.
Недопустимо без специального исследования и разрешения рытье ям для погреба и других нужд как в подцерковье, так и снаружи вблизи стен храма.
Любые земляные работы на территории храма, как и охранной зоны, должны производиться только с разрешения охранных органов. Нарушение правил может привести к нежелательным изменениям гидрогеологических условий существования памятника, повлечь осушение или переувлажнение его фундаментов и конструкций.
Следует постоянно следить за состоянием кровель, особенно в местах крутых переломов сложных поверхностей, регулярно проверять сухость чердаков, немедленно реагировать на появление сырых пятен на сводах и потолках. На чердаки зимой не должен попадать снег, который затем будет таять и давать протечки.
Ограждающие конструкции должны быть защищены от влаги. С кровель необходимо обеспечивать правильный водоотвод по желобам и трубам, чтобы потоки воды не падали на стены.
Для сохранения несущих конструкций надо следить, во-первых, за состоянием поверхностей кладки, и, во-вторых, за имеющимися и вновь возникающими трещинами. Для профилактики разрушения кладки на наружных стенах должно быть защитное покрытие. Самое простое и достаточно эффективное — известковая побелка, однако ее применение уместно лишь в тех случаях, когда не сохранилась первоначальная покраска храма. Особенно важно хорошее покрытие на наклонных поверхностях: на шатрах, кирпичных куполах.
Трещины угрожают прочности храма только в тех случаях, если они увеличиваются. Бывают давно возникшие, и затем стабилизировавшиеся трещины, неопасные для здания. Проверка характера трещин осуществляется с помощью т. н. «маяков» из гипсового раствора или бумажной ленты, наклеиваемой поперек трещины. На «маяке» пишется дата его установки, и в случае расширения трещины фиксируется на какой день происходит разрыв «маяка». Если же трещина стабилизировалась, «маяк» останется цел. Бумажный «маяк» на поверхности, не имеющей художественной обработки, можно поставить силами прихода, в остальных случаях следует обратиться к специалистам.
Для защиты известняковых полов от повреждений следует при их очистке от воска пользоваться деревянными шпателями. При мытье известняковых и металлических полов надо избегать горячей и обильной воды, вызывающей эрозию и коррозию. Можно рекомендовать использование древесных опилок. Это уменьшит попадание влаги и грязи в пористый известняк и песчаник пола. Уместна защита известняковых полов кремнеорганическими составами по согласованию с органами охраны. Замена, реставрация или покрытие известняковых полов современными материалами также может производиться только по согласованию со специалистами по охране памятников.
При эксплуатации недвижимого объекта культурного наследия запрещается:
- Изменять архитектуру здания.
- Пробивать отверстия, оконные и дверные проёмы.
- Устанавливать перегородки (на этажах и чердаках здания).
- Складывать у стен здания, а также на пути водостоков, включая прилегающую территорию, какие-либо материалы.
- Прикреплять что-либо к стенам. В местах пропуска труб коммуникаций в кладке стен, сводов, перекрытий необходимо устанавливать соответствующие гильзы.
- Проводить строительные работы на объекте культурного наследия.
- Производить какие-либо работы без разрешения органов охраны объектов культурного наследия и отсутствия необходимой проектной документации.
О ремонтных и строительных работах на территории церковного владения
Если в пользовании прихода находятся нецерковные здания и сооружения — памятники культуры (дома причта, богадельни, ограды и т. п.), на них распространяются все вышеизложенные положения настоящей Инструкции.
Сооружения, не относящиеся к памятникам, могут ремонтироваться без изменения внешнего вида по усмотрению прихода. Всякое изменение, в том числе любые перестройки и пристройки, требует согласования с органами госохраны в соответствии с требованиями законодательства в отношении зон охраны памятников истории и культуры.
Приходу следует заботиться о сохранении на его территории деревьев ценных цород (дуб, вяз, липа, лиственница, сосна, ель), если эти деревья своим расположением и состоянием не угрожают сохранности памятника. При необходимости дерево может быть спилено по согласованию с природоохранными организациями.
Правила наблюдения, исследования и реставрации стенных росписей и иконостасов, имеющих статус памятников культуры
Осмотры и обследования стенных росписей и иконостасов должны проводиться специалистами органов госохраны и быть как плановыми — раз в сезон (четыре раза в год), так и внезапными, призванными выявлять нарушения режима хранения. После каждого такого осмотра составляется акт состояния росписей и иконостаса по принятой форме.
Реставрация уникальных стенных росписей и иконостасов осуществляется по представлению епархиального древлехранителя, экспертов, органов госохраны и благословению Священноначалия.
Реставрация должна проводиться под строгим надзором учрежденной Епархиальным советом комиссии, по утвержденным заданию и методике художниками-реставраторами, назначенными комиссией.
Реставрационное вмешательство должно быть минимальным, проводиться возможно реже и оптимальными средствами. Недопустимо использование каких-либо экспериментальных методик при реставрации уникальных росписей и иконостасов.
Защита художественно обработанных поверхностей от повреждений
От механических повреждений необходимо защищать, главным образом, фресковые росписи в нижней части стен, местный ряд иконостаса, особенно Царские врата, и отдельно стоящие киоты. Могут быть и другие места, требующие защиты. Они должны выявляться при первоначальном осмотре храма и при последующих за ним наблюдениях.
В тех редких случаях, когда сохранилась ценная фресковая живопись в нижней части стен, она должна быть ограждена от соприкосновения с молящимися. Способы ограждения могут быть различны и определяться в конкретной ситуации представителями прихода. Один из вариантов — установка вдоль стен лавок или стасидий со спинками, закрепленными так, чтобы ни в каких случаях не касаться росписи.
Большую ценность представляют сохранившиеся в храмах иконостасы, большинство из которых относится к концу XVII — началу XX веков. Более ранние, тябловые иконостасы, за небольшим исключением, были перестроены, зачастую с использованием старых икон и Царских врат.
С конца XVII века иконостасы стали украшаться обильной золоченой резьбой. Материалы были разнообразны. Основа выполнялась из твердых пород древесины, обычно из сосны, устойчивой к возможным неблагоприятным условиям, накладные резные детали — из липы. Окраска иконостаса выполнялась темперой, клеевой и масляной красками. Применялись различные виды золочения, серебрения по левкасу, с цировками. Широко использовался т.н. «двойник» — прокат золота и серебра в качестве подложки. Со временем, когда верхний слой позолоты утоньшался, стирался, обнажившееся серебро, соприкасаясь с воздухом, окислялось, и на поверхности образовывались темные пятна.
Подновление плохо сохранившейся позолоты иконостаса можно проводить только силами специалистов, имеющими свидетельство о допуске к выполнению этих операций. Это связано с тем, что при исследовании первоначальной отделки иконостаса может быть выявлен ее многоцветный характер, а, главное, следует стремиться к сохранению прежней позолоты без ее замены и избегать употребления бронзовых порошков и поталей, так как эти материалы очень скоро темнеют, особенно, в холодных храмах.
При наличии охраняемой живописи на Царских вратах важно добиться того, чтобы священнослужители не касались ее, закрывая и открывая врата. Иконки для прикладывания должны быть повешены так, чтобы их можно было не касаться руками. Оборотная сторона иконок обтягивается бархатом или фланелью. В некоторых случаях иконки лучше вешать не на врата, а на опорные столбы или примыкающий край иконостаса.
Удаление пыли с лицевой поверхности иконостаса производится сухими мягкими пуховками (из хвостовых петушиных оперений) или сухими мягкими тряпками посредством легких движений. С тыльной стороны иконостаса можно пользоваться пылесосом и слегка влажными тряпками.
При производстве ремонтных работ не разрешается вносить в храм для сооружения строительных лесов сырую и не ошкуренную древесину во избежание заражения биогенами сухой древесины иконостаса.
Необходимо систематически проводить в присутствии специалистов и реставраторов осмотр состояния сохранности иконостаса и киотов, чтобы вовремя предотвратить разрушительный процесс. Отпавшие фрагменты резьбы хранить до восстановления с указанием места их нахождения в резном убранстве.
Копоть является одним из сильных разрушительных факторов для иконостаса, ее удаление требует серьезного реставрационного вмешательства. Непрофессиональное удаление копоти, как правило, кончается значительными повреждениями. Следует учитывать, что от пламени свечи или лампады происходит нагревание участка поверхности иконостаса, на котором со временем появляются трещины левкаса, шелушение красочного слоя и позолоты, помутнение и свертывание лака.
Для избежания такого рода повреждений рекомендуется использование восковых свечей, чистого лампадного масла и увеличение длины кронштейнов для лампад по образцу кронштейнов XVII века, которые были длиннее более поздних и современных.
В храме с особо ценными иконостасами и росписями количество свечей должно быть ограничено. Свечи должны стоять на жертвеннике и на престоле, перед чтимыми иконами, на «кануне», перед иконами местного ряда. Перед остальными иконами могут теплиться лампады.
Должен производиться «кружечный сбор» на Общую свечу. Свечи должны быть изготовлены из отбеленного воска с хлопчатобумажными фитилями. Масло и ладан должны быть высшего качества. Свечи должны отстоять от икон не менее чем на один метр. Иконы, перед которыми стоят свечи, должны быть обязательно под стеклами.
В случае возникновения реальной опасности загрязнения иконостаса и росписей копотью настоятель храма по представлению епархиаьного древлехранителя с благословения Священноначалия обязан сократить частоту богослужений. В храмах-древлехранилищах с сохранившимися историческими иконостасами было бы целесообразно разрешить проведение богослужений при открытых Царских (а, в случае необходимости, и диаконских) вратах, в целях сохранения древнего памятника.
Сохранность всех элементов интерьера церковных зданий зависит от состояния внутреннего микроклимата. Это состояние определяется параметрами температуры и относительной влажности воздуха.
Вследствие колебаний этих параметров воздуха в гигроскопичных материалах (древесине, штукатурке, левкасе, бумаге и т. п.) происходит изменение их влагосодержания, в результате чего эти материалы претерпевают микрорасширения и сжатия. Периодическое изменение объемов этих материалов приводит к накоплению механических напряжений, а затем к нарушению физической структуры того или иного материала. Резкое колебание параметров воздуха (более 5° С и 10 % относительной влажности в час) часто приводит к растрескиванию древесины и быстрому разрушению других материалов.
Главные условия, предъявляемые к микроклимату здания, это, во-первых, его стабильность (т. е. отсутствие резких скачков параметров воздуха) и, во-вторых, поддержание параметров воздуха в диапазонах температуры: +12…22° С и относительной влажности 35…65 %. Это относится, прежде всего, к храмам, оборудованным системами отопления.
Для неотапливаемых храмов (летних соборов больших размеров), состояние микроклимата которых находится в зависимости от наружных метеорологических условий, требования к ТВР будут несколько иными. В этом случае, прежде всего, необходимо обеспечить плавность изменений параметров внутреннего воздуха.
Архитектурные особенности русских храмов, применяемая строительная технология обеспечивали нормальное взаимодействие здания с окружающей средой через процессы тепло-влагообмена и естественную вентиляцию, которой значительно содействовали постоянно проводившиеся в храмах богослужения.
Последующие перестройки здания (замена позакомарных покрытий на четырехскатную кровлю, растеска окон, различные перестройки и др.) искажали аэродинамику зданий, что приводило к нарушению естественной вентиляции и ухудшению ТВР. Нарастание культурного слоя вокруг здания, запустение прилегающей территории приводило к засорению дренажных систем, нарушению гидроизоляции стен, их намоканию и засолению. Без устранения этих факторов нельзя решить проблему нормализации ТВР. Неблагоприятные температурно-влажностные условия в здании связаны также с протечками кровель, отсутствием водостоков, плохими оконными и дверными заполнениями.
Для обеспечения длительного сохранения иконостасов, росписей и другой утвари в храмах должен быть создан стабильный температурно-влажностный режим (ТВР). Организация такого режима производится на основе научных рекомендаций, учитывающих своеобразие конкретного церковного здания (его конфигурацию, состояние конструкции, систему вентиляции, отопления и пр.).
Таким образом, для сохранения настенной живописи необходимо:
- Поддерживать температурно-влажностный режим в помещениях объекта культурного наследия (особенно в смену сезонов года) в допустимых эксплуатационных границах:
– температура воздуха – не более 15°С;
– влажность воздуха – не более 50-55%.
Минимизировать температурно-влажностные колебания.
- Исключить попадание на настенную живопись ярких прямых лучей солнца.
- Не допускать сквозного проветривания. С марта месяца, при солнечной, сухой погоде, когда хоть на несколько часов температура внешнего воздуха становится выше температуры внутри здания, только в этот отрезок времени допускается открывать 1-2 форточки (с той стороны, откуда не дует ветер). Затем форточки необходимо закрыть. При этом температура воздуха в здании повышается плавно, исключается резкое изменение влажности и образование водяного конденсата. В сырой день производить проветривание не рекомендуется до улучшения погоды. При проветривании на улице должно быть суше и теплее, чем в здании.
- Запретить располагать лампады и подсвечники ближе 500 мм к иконам, чтобы исключить попадание на них воска, парафина и перегревания икон. В случае попадания на поверхность иконы воска либо парафина и образования налета, категорически запрещается использование ножей и скребков для очищения икон, незащищенных стеклом. Допускается использование только восковых свечей и чистого лампадного масла, чтобы стенные и потолочные росписи не темнели от копоти.
- Исключить самовольные мытьё или «чистку» стен с росписями. Категорически запрещается использование любых органических и неорганических растворителей для очистки икон и настенной росписи. Чтобы люди не могли прислониться к стенам с росписями, вдоль всех стен необходимо установить легкую оградку.
- При загрязнениях стенной и потолочной росписи и любом случае повреждения живописи в процессе эксплуатации необходимо пригласить квалифицированного специалиста-реставратора для консультации.
Рекомендации по уходу за позолотой в процессе эксплуатации здания храма
В ходе реставрации применяются несколько видов золочения и серебрения: гальваническое золочение на цветных металлах, сусальное золочение на мордан, сусальное золочение на полимент, сусальное золочение гульфарбу, лаковое сусальное серебрение.
Сусальное золочение (серебрение) – это тончайшие (доли мкм) пленки золота (серебра) наклеиваемые на изделие в декоративных целях.
Гальваническое золочение – электрохимический способ покрытия металлов тонким слоем (доли мкм) золота.
Для сохранения позолоты необходимо:
- Поддержание температурно-влажностного режима объекта культурного наследия (особенно в смену сезонов года) в допустимых эксплуатационных границах:
Необходимо минимизировать температурно-влажностные колебания.
- Лампады и подсвечники располагать на максимально возможном удалении от позолоченных деталей, так как это может привести к скорому потускнению позолоты, образованию копоти и сажи. Особенно это касается сусальной позолоты в связи с тем, что на этой поверхности самостоятельно проводить работы по удалению незначительных загрязнений, копоти, сажи и т.д. категорически запрещено. Позолоту с гальванической поверхностью можно промывать мыльным раствором или протереть спиртовым раствором, затем промыть водой и высушить не протирая. Для придания блеска гальваническое покрытие протереть сухой замшей.
3 Для удаления пыли использовать пылесос, но только бесконтактным способом. В труднодоступных местах возможно использование только натуральных беличьих кистей. Кистями обметают в одном направлении, нажим на поверхность должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, флейцы, так как ими можно поцарапать позолоченную поверхность.
- Категорически запрещено самостоятельно удалять копоть и сажу с декоративного слоя. Эту работы должны выполнять исключительно реставраторы.
- Все работы по очистки позолоты от пыли и грязи производить не реже одного раза в год с привлечением квалифицированных специалистов.
Работы по очистке позолоты включают в себя:
– определение типа позолоты;
– на первом этапе очистки – очистка позолоты при помощи специальных мягких синтетических кистей (№ 30 — № 50), щеток поверхность очищается от грязи и пыли;
– на втором этапе очистки — промывка позолоченной поверхности. Перед началом промывки обязательно определяют тип позолоты, чтобы выбрать наиболее щадящий и эффективный метод очистки (позолоту, выполненную на металле гальваническим способом, очищают растворами, в состав которых входит натрий; для очистки поверхности позолоты, выполненной клеевым или масляным способом, применяют нейтральные растворы);
– исключить очистку позолоченной поверхности тканью;
– очистка проводится только в перчатках;
– категорически запрещено допускать попадание влаги и воска на поверхность позолоты.
Условия хранения особо чтимых икон
Проблема хранения особо чтимых и чудотворных икон возникает в связи с особенной ролью их в богослужении: являясь святынями, эти иконы составляют основу литургической жизни Церкви, ее богомыслия. Перед ними часто служатся молебны, акафисты, к ним часто прикладываются и ставят сотни и тысячи свечей, горящих почти непрерывно. Нередко среди этих икон можно встретить иконы древние и древнейшие, составляющие сокровищницу унаследованной нами византийской и древнерусской культуры и претерпевшие многочисленные чинки и реставрации, ставшие причиной их материальной хрупкости.
Факторы, оказывающие разрушающее воздействие
Иконы очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающего воздуха. Так как красочный слой и грунт существенно отличаются по своим деформационным свойствам от деревянной основы, то при изменении влагосодержания начинаются микроразрушения, которые, накапливаясь, приводят к отслоению и растрескиванию грунта, шелушениям и осыпям красочного слоя, разрывам и отслоению паволоки, деформациям и растрескиванию иконных досок.
Среди разрушающих воздействий следует выделить:
- большое количество свечей вблизи икон;
- нерегулярность отопления (особенно опасна практика, принятая во многих храмах и состоящая в интенсивном разогреве отопительных систем перед началом службы);
- сквозняки (плохое качество оконных и дверных столярных заполнений);
- присутствие чрезмерно большого количества молящихся в небольших по объему помещениях, вызывающее резкие колебания влажности;
- размещение икон под металлическими и тканевыми ризами и окладами, что при резких колебаниях температуры наружного воздуха может вызвать выпадение конденсата внутри замкнутого объема, а, следовательно, увлажнение материалов, составляющих икону;
- размещение икон в таких частях храма, где возможно застаивание воздуха.
Все перечисленные выше факторы активизируют процессы биоразрушения иконы. Загрязнения икон (пыль, свечная и кадильная копоть, жиры, содержащиеся в отпечатках пальцев, случайные брызги лампадного масла и благовонных масел, используемых для протирания икон) служат для микроорганизмов источником питания.
Рекомендации по хранению
При хранении особо чтимых икон следует стремиться к сведению до минимума процессов влагообмена (то есть, к достижению термодинамического равновесия материалов, из которых выполнены иконы).
Рекомендуются следующие два режима хранения:
- Для древнейших и наиболее ценных в художественном отношении икон предписывается следующее: хранение их должно осуществляться в специальных помещениях (древлехранилищах) или нарочито построенных для них киотах специальной конструкции, обеспечивающих стабильность температурно-влажностного режима.
Режим постоянного хранения таких икон должен быть следующий:
температура летом: +20° С (±3°С) и зимой: +15° С (±3°С),
относительная влажность: 50 % (±15 %) при подвижности воздуха около них 0,2…0,3 м/с.
Жестко следует контролировать суточные и часовые колебания температуры: 1…2°С/час, влажности: 5 %/час.
Частота богослужений перед этими иконами устанавливается Священноначалием по согласованию со специалистами органов государственной охраны.
Если в месте постоянного хранения перед иконой возжигаются свечи, она должна находиться в негерметичном, допускающем свободный воздухообмен с наружной средой киоте, предохраняющем от копоти.
Допускается в течение нескольких дней в году выносить икону из помещения постоянного хранения. Перед вынесением икона должна быть помещена в массивный деревянный киот. Разрешается открывать киот для прикладывания к иконе не ранее, чем через 5-6 часов после вынесения иконы из места ее постоянного хранения.
Подсвечники и лампады должны быть удалены от икон как в помещениях хранения, так и во время служб не менее, чем на 1 -1,5 м, причем в местах постоянного хранения икон перед ними должны гореть только восковые свечи (из отбеленного воска с хлопчатобумажным фитилем).
- Для чтимых икон, не принадлежащих к числу уникальных памятников, рекомендуется следующий режим хранения:
♦ Икона должна постоянно находиться в негерметичном, допускающем свободный воздухообмен с внешней средой киоте, предохраняющем икону от копоти.
♦ В храмах, где хранятся иконы, должны быть созданы условия, исключающие быстрые значительные изменения ТВР.
О правилах наблюдения, реставрации и исследования особо чтимых икон
Осмотры икон и обследования мест их хранения должны проводиться специалистами органов государственной охраны и быть как плановыми, в частности, выполняться после каждого использования иконы в открытом массовом богослужении, так и внеплановыми, внезапным, призванными выявлять нарушения режима хранения.
После каждого такого осмотра составляется акт состояния помещения и режима хранения по установленной форме.
При обнаружении опасности разрушения иконы настоятель храма обязан исправить или усовершенствовать режим ее хранения в соответствии с данными предписаниями.
Реставрация икон осуществляется по представлению епархиального древлехранителя и благословения Священноначалия. При реставрации этих икон надлежит строго придерживаться следующего:
♦ реставрация должна вестись под строгим надзором учрежденной Священноначалием комиссии, по утвержденному заданию и методике, утвержденным художником-реставратором;
♦ реставрационное вмешательство должно проводиться возможно реже и минимальными средствами;
♦ недопустимо использование каких-либо экспериментальных методик при реставрации таких икон;
♦ не рекомендуется проводить расчистку таких икон до первого красочного слоя. В случае проведения такой расчистки необходимо выполнять ее после тщательных физико-оптических и химико-аналитических исследований и под микроскопом;
♦ при реставрации особо чтимых икон следует придерживаться принципа минимального вмешательства в художественную ткань изображения, не допуская реконструкции авторской живописи;
♦ по завершении реставрации на поверхности красочного слоя должно быть восстановлено защитное покрытие.
Исследование особо чтимых икон производится с благословения Священноначалия. К исследованию допускаются специалисты, вне зависимости от мировоззрения и конфессиональной принадлежности при условии соблюдения ими почтительного отношения к иконе. Недопустимы осмотры и иные исследовательские акты во время священнодействий и в отсутствии специально учиненных от причта лиц.
Условия хранения богослужебных книг
Постоянное хранение книг должно осуществляться в помещениях, отвечающих следующим требованиям:
♦ изоляция от производственных, бытовых и любых иных помещений;
♦ сухое отапливаемое, проветриваемое помещение, позволяющее поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим: температура +17° С (±5° С), относительная влажность воздуха 50% (±15%);
♦ минимальное естественное освещение, предохраняющее книги от воздействия света, использование помещений с северной ориентацией окон;
♦ хранилище должно быть оборудовано металлическими или деревянными, обработанными огнезащитным составом, стеллажами; нижняя полка должна отстоять от пола на 50 см, стеллажи должны располагаться на расстоянии не менее 50 см от стен и потолка;
♦ книги на стеллажах должны стоять вертикально, достаточно свободно, имея сверху пространство не менее 5 см для циркуляции воздуха;
♦ книги без переплетов или книги очень большого формата хранятся в горизонтальном положении;
♦ книги в закрытых шкафах должны регулярно проветриваться, нельзя хранить книги на полу, сложенными в штабели и вплотную к наружным стенам; в помещении должна поддерживаться чистота, проводиться регулярная уборка, ограничиваться или исключаться вход в верхней одежде или без сменной обуви;
♦ в хранилище не должно быть ковровых дорожек, в качестве утепляющего или обшивочного материала не должен использоваться войлок, окна, открываемые для проветривания, должны затягиваться сеткой;
♦ нельзя допускать рядом с хранилищем гнездования голубей;
♦ не должно допускаться хранение посторонних предметов, личных вещей сотрудников, пищевых продуктов.
При поступлении новых книг до их передачи в хранилище проводится проверка их состояния и при необходимости специальная обработка (обеспыливание, дезинфекция, акклиматизация). Зараженные книги должны быть изолированы до проведения дезинфекции. При выявлении механических повреждений возможны предупредительные работы (подклеивание частей листа, укрепление блока, корешков, углов переплета и т. п.) с использованием безвредных материалов, применяемых в реставрации. Запрещается использование липкой ленты, низкосортной бумаги, канцелярского клея (силикатного, казеинового и т. п.), а также материалов неизвестного состава.
Постоянно должен осуществляться контроль температурно-влажностного режима хранения, раз в месяц — влажная уборка помещения с применением 2…3% раствора формалина, раз в год должна проводиться гигиеническая очистка книг от пыли, раз в три года — сплошной просмотр книг. Для транспортирования должна использоваться только чистая тара.
Условия хранения богослужебных облачений и тканей
Факторы, влияющие на сохранность:
♦ температура: в пределах + 12.. .22° С;
♦ влажность: в пределах 35…65 %, оптимальная — 50…55 %, допустимое суточное колебание влажности не более 5 %;
♦ свет: в прямых солнечных лучах ткани выцветают, пересушиваются, теряют прочность;
♦ пыль: загрязнение тканей, питательная среда для моли и кожеедов;
♦ загазованность: особенно вблизи оживленных магистралей и промышленных предприятий способствует при повышенной влажности образованию на поверхности тканей слабых кислот, разрушающих волокна и красители;
♦ плесневые грибы, моли, кожееды.
Помещение для хранения тканей должно быть сухое, хорошо проветриваемое. Необходимо, чтобы оно отапливалось. В любом случае важен устойчивый температурно-влажностный режим. Освещение желательно рассеянное, на окнах должны быть легкие светлые шторы, лампы накаливания в матовых колпаках.
Шкафы на ножках, деревянные, просторные, с плотно закрывающимися дверцами, с полками и выдвижными лотками. Комоды на ножках с выдвижными ящиками.
Оборудование желательно выставлять вдоль внутренних, а не наружных стен помещения, не вплотную к стене и не ближе 0,5 метра от стены и отопительных приборов.
В помещении должен поддерживаться постоянный температурно-влажностный режим, чистота. Помещение следует регулярно пылесосить, проветривать, оборудование протирать слегка влажной тряпкой.
Не менее двух раз в год весной (или ранним летом) и ранней осенью производить осмотр всего фонда, просматривая и перекладывая ткани, чтобы они не слеживались, расправились и «подышали». При обнаружении вещей, пораженных плесенью, насекомыми, их следует немедленно изолировать и обратиться за помощью к реставраторам. При повышенной влажности ткани следует проветривать и просушивать на открытом воздухе в тени, в сухой и солнечный день. Если для этого нет возможностей, в сухой и солнечный день открывать окна (при задернутых шторах) и дверцы шкафов, выдвигать ящики. Чтобы предотвратить заражение тканей насекомыми, следует применять отпугивающие средства: сухую лаванду и ромашку-пиретрум (и препараты на их основе), которые можно зашивать в мешочки и раскладывать и развешивать в шкафах и комодах.
Выбивание тканей не допускается. Для прочных тканей допускается очень аккуратная и осторожная обработка мягкой платяной щеткой или мини-пылесосом. Стирать обычным способом допускается только подризники, простые белые полотенца и срачицы, ткани без вышивки и украшений.
Облачения и вещи из других тканей, особенно с вышивкой, допускается подвергать сухой химической чистке в особых условиях (вещи при этом зашивают в чистые мешки и моют щадящими методами в чистых растворах).
Ковры и дорожки необходимо постоянно пылесосить и выбивать от пыли.
Облачения хранятся в шкафах свободно развешенными на обтянутых мягкой тканью плечиках.
Облачения, шитые жемчугом, бисером, бусами, с металлическими накладками и большим количеством пуговиц хранят в специальных хлопчатобумажных чехлах, надевающихся снизу (чтобы осыпающиеся детали отделки не потерялись).
Тяжелые или обветшавшие облачения хранят в горизонтальном положении, прокладывая мягкой чистой бумагой (миколентной или папиросной).
Металлические детали (накладки, пуговицы) желательно обертывать чистой мягкой бумагой, во избежание появления пятен на ткани.
Митры и камилавки желательно хранить на полках, на специальных деревянных болванках, обертывая бумагой.
Покровцы, воздухи, плащаницы, покровы, небольшие детали облачений и т. п. хранятся в развернутом виде, проложенные мягкой чистой бумагой в выдвижных ящиках и лотках.
При хранении тканей следует иметь в виду, что их желательно как можно меньше сгибать и складывать, т. к. на местах сгибов ткань быстрее протирается, сечется и деформируется.
Ткани, находящиеся в литургическом употреблении, необходимо постоянно тщательно осматривать. Влажные вещи высушивать перед убиранием. В случае незначительных повреждений допускается осторожная чинка при наличии соответствующих навыков. При серьезных повреждениях следует обращаться к реставраторам. Старинные обветшавшие ризы следует изымать из постоянного употребления, используя их несколько раз в год. Сильно обветшавшие ткани и облачения ни в коем случае не следует уничтожать и переделывать, так как они в будущем станут основой собраний церковных музеев и ризниц.
Условия хранения богослужебных сосудов, светильников, церковной утвари из металла
Предметы из металла наиболее устойчивы к воздействию окружающей среды. Некоторые из них: евхаристические наборы, подсвечники и лампады постоянно бывают в употреблении. При их использовании и хранении следует иметь в виду свойства металлов, из которых они изготовлены.
Серебро
Основные виды разрушения серебра: общее поверхностное потемнение, пятна. Для низкопробного серебра — зеленые пятна медных солей, трещины, разрывы, помятость.
Очистка от потемнения и коррозийных пятен допускается только фирменными средствами для серебра. Эти средства обладают к тому же консервирующими свойствами.
Позолоченное серебро такими средствами чистить нельзя из-за того, что при этом можно повредить позолоту. Позолоченные предметы очищаются от загрязнения спиртом.
При реставрации серебряные предметы нельзя паять оловянным припоем, который необратимо портит серебро.
К работе с серебряными предметами должны допускаться только аттестованные реставраторы I и II категории!
Хранить серебряные предметы допустимо при комнатной температуре +12…22° С и относительной влажности воздуха не выше 65% в помещении с чистым воздухом.
Медь и медные сплавы
Основные виды разрушения медных предметов: коррозионные пятна зеленого цвета или темные, которые образуются при контакте с влагой и агрессивными веществами или грязью.
Потемневшие металлические предметы из меди или медных сплавов с пятнами очищаются фирменными средствами, специально предназначенными для очистки медных сплавов в соответствии с инструкцией.
Хранить предметы из медных сплавов допустимо при комнатной температуре и относительной влажности менее 65 %.
Олово
Основным и очень опасным видом разрушения олова является «оловянная чума», которая развивается при температуре ниже 0° С. Признаками «заболевания» является образование островков рыхлого крупнокристаллического серого порошка. Попадание такого порошка на «здоровый» предмет вызывает «заболевание» последнего.
Предметы из олова всегда должны находиться при комнатной температуре. «Заболевшие» предметы необходимо изолировать от «здоровых».
Черные металлы
Ржавчина на черных металлах появляется в результате попадания влаги на незащищенную поверхность.
Ржавую поверхность рекомендуется обработать несколько раз фирменным «Преобразователем ржавчины», стабилизирующим продукты коррозии, которые при этом приобретают черный цвет. В том случае, когда нужна светлая поверхность, ржавчина удаляется фирменным составом «Очиститель ржавчины», а затем консервируется составами, содержащими очищенный воск, например, «Каризоль».
В помещении, где находятся предметы из черных металлов, относительная влажность воздуха не должна превышать 65 %.
Удалять загрязнения и пыль можно только сухим способом или с помощью специальных средств.
Условия хранения и использования колоколов
Имеющиеся в храмах старинные церковные колокола в силу утраты секретов мастерства старых литейщиков и невозможности их повторения являются особо ценным имуществом Церкви. Поэтому при устройстве звона необходимо знать некоторые правила использования старинных колоколов, что сохранит их от повреждения и сделает практически безграничным срок действия:
♦ язык колокола, закрепленный на мягкой подвеске (брезентовый ремень, кожа), не должен превышать 1/25 -1/20 веса колокола и должен ударять центром своей нижней утолщенной части (яблоком) только в музыкальное кольцо (утолщенная часть нижнего края колокола), не выше и не ниже;
♦ колокола подвешивают к балкам, установленным в арках колоколен, по центру на стальных хомутах таким образом, чтобы при надежности крепления за маточник и уши колокола хомутами обеспечить некоторую свободу хода колокола (около 10 — 15 мм), что предохранит колокол от повреждения при сильном ударе;
♦ звон в колокола должны осуществлять специально подготовленные звонари, необходимо избегать чрезмерно сильных ударов в колокол;
♦ по каждому конкретному случаю необходимо обращаться за консультацией в центры колокольного звона.
В ходе эксплуатации оборудования колокольни (колоколов) необходимо:
– сохранять настройку звонницы, произведенную специалистами, следить за подвеской и натяжением языков, состоянием металлических тросов, шнуров, блоков, педалей и, при необходимости произведения их обслуживания, ремонта или замены, предусматривается привлечение квалифицированных специалистов;
– в зимний период, особенно в начале сезона, избегать сильных ударов, которые могут привести к повреждению колоколов;
– перемещение/подвеску, опускание, передвижение и др. колоколов осуществлять только при помощи гибких тросов. Категорически запрещается использовать ломы, арматуру и др. жесткие металлические предметы;
– извлечение звука, во избежание разрушения колокола, необходимо осуществлять исключительно при помощи языка соответствующего веса и размера.
Предусматривать очистку колоколов от следующих загрязнений:
1) Загрязнения атмосферного характера, выраженные в виде белесоватых разводов на патине.
2) Загрязнения биогенного характера, преимущественно птичий помет.
3) Ржавчина на стальных элементах (преимущественно в местах соприкосновения середины яблока языка колокола с кромкой его боевой части (ударному кольцу) и на контактных поверхностях узлов жесткого крепления языка). Хотя бы раз в году рекомендуется чистить колокола от краски, птичьего
помета и другой грязи, что улучшает их внешний вид и звучание. Для того чтобы оксидная пленка меди (патина) прочно предохраняла поверхность от дальнейшего окисления, хранить бронзовые колокола необходимо в сухой и химически нейтральной среде. Помимо кислот и щелочей надо бояться также серы и сернистых соединений, которые разрушают (разрыхляют) патину.
Устройство фондовых помещений (древлехранилищ)
Оконные проемы. Окна влияют на режим помещений, способствуя прогреву или выхолаживанию и изменению влажности. Очень опасны плохо обустроенные, неуплотненные рамы. Окна обязательно нужно снабжать форточками и сеткой, другими приспособления для проветривания. Рамы нужно красить или олифить (натуральной горячей олифой за 2 — 3 раза). Желательно снабдить все проемы внутренними щитами-ставнями. Но главное — уплотнение столярки и хорошее остекление.
Дверные проемы. Они должны быть снабжены двойными дверями с тамбурами. Коробки нужно уплотнять. Дверные полотна желательно иметь сплошные из сухой древесины.
Оборудование
Фондовые помещения (древлехранилища, ризницы) должны иметь простейшее оборудование, обеспечивающее наилучшую сохранность предметов:
♦ простейшие деревянные или металлические стеллажи с ограничителями, препятствующие соприкосновению икон. Другие предметы должны быть размещены также свободно (кроме книг и тканей);
♦ стеллажи нужно размещать на расстоянии не менее 50 см от пола, стен и потолка, что важно для нормального проветривания и эксплуатации помещения;
♦ полки стеллажей должны быть решетчатыми;
♦ оптимальная мощность единичного осветителя — 40…60 Вт, обычные вольфрамовые лампы накаливания или паронатриевые. Нежелательно, чтобы в помещениях фондов проходили какие-либо коммуникации. Электропроводка должна быть наружной в двойной улучшенной изоляции и с качественным монтажом.
Рабочих мест в ризнице быть не должно, кроме «уголков», оборудованных деревянными столами, скамьями и индивидуальными осветителями для текущего осмотра предметов.
Уборка должна быть сухая — пылесосом. Полы должны протираться полусухими тряпками.
Температурно-влажностный режим
Температура зимой: +12…14° С, летом: +18…22° С; оптимальная относительная влажность 50 % (±15 %). Очень опасна большая скорость изменения влажности, предельно допустимая ее величина — 5 %/час
Приложения
Порядок подтверждения выполнения требований Охранного обязательства
Порядок подтверждения Ответственным лицом, указанным в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, выполнения требований, содержащихся в Охранном обязательстве законного владельца объекта культурного наследия, определён в Приложении № 3 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 1 июля 2015 г. № 1887.
Согласно этому порядку Ответственное лицо ежегодно представляет в орган охраны объектов культурного наследия, утвердивший Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, уведомление о выполнении требований Охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Уведомление составляется Ответственным лицом в произвольной форме.
Уведомление должно содержать сведения об исполнении Ответственным лицом требований, установленных Охранным обязательством и иными актами органа охраны. Также к Уведомлению должны прилагаться фотографические изображения объекта культурного наследия, позволяющие зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент представления уведомления.
В случае приостановления и возобновления доступа к объекту культурного наследия в порядке статьи 47.5 Федерального закона № 73-ФЗ, эта информация указывается Ответственным лицом в уведомлении.
Уведомление подписывается соответствующим физическим лицом, либо руководителем соответствующего юридического лица, с указанием даты составления уведомления.
Уведомление направляется Ответственным лицом в орган охраны заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Уведомление направляется в орган охраны в срок не позднее 1 июля года,следующего за отчетным.
Рекомендации по фиксации проводимых мероприятий
Все мероприятия по технической эксплуатации здания и технических систем объекта культурного наследия фиксируются в Журнале технической эксплуатации объекта культурного наследия.
Журнал технической эксплуатации объекта является документом, отражающим состояние эксплуатируемого объекта.
В журнал заносятся:
- данные о результатах систематических наблюдений за зданием и его конструктивными элементами;
- заключения по результатам инструментальных наблюдений за осадками и другими деформациями конструктивных элементов;
- основные заключения по результатам периодических технических осмотров объекта;
- сведения о фактах серьезных нарушений правил технической эксплуатации здания и мерах по пресечению таких нарушений;
- результаты комиссионных осмотров объекта и технических систем после зимней и летней эксплуатации;
- данные о проведенных технических обслуживаниях, ремонтах, сроках, характере ремонта, объему и месте производства работ.
Все эти сведения отражают не только историю эксплуатации объекта, но и техническое его состояние на каждый данный период времени и используется при планировании ремонта и при составлении дефектных ведомостей.
Ведение Журнала технической эксплуатации объекта поручается лицу, на которое возложено наблюдение и уход за зданием.
Журнал составляется в одном экземпляре на каждый крупный объект или группу небольших объектов, и хранится как документ строгой отчётности у лица, ответственного за техническое состояние объекта.
Предъявляется представителям органа охраны памятников и комиссиям при проведении плановых осмотров.
Приложением к Журналу технической эксплуатации объекта служит фотоальбом с результатами фотофиксации проводимых эксплуатационных мероприятий.
Ответственность за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия
К ответственности могут привлекаться:
- гражданин — производитель работ, повлекших нарушение;
- должностное лицо (руководитель религиозной организации) — епархиальный архиерей (как руководитель епархии), настоятели приходов (подворий), игумены (игумении) монастырей;
- юридическое лицо — епархия, монастырь, подворье, приход и иные религиозные организации.
Уголовная ответственность
Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480-ти часов, либо принудительными работами на срок до 5-ти лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 243 УК РФ).
Административная ответственность
Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 200 тысяч рублей; на должностных лиц — до 400 тысяч рублей; на юридических лиц — до 5 миллионов рублей (ст. 7.13 КоАП РФ).
Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 60 миллионов рублей. Влекут наложение административных штрафов в размере от 1500 рублей до 5 миллионов рублей также следующие действия:
- организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения;
- неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
- ведение археологических разведок или раскопок без разрешения;
- невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 7.14 КоАП РФ).