Какая главная проблема у батюшки, который реставрирует храм в глубинке? Где найти средства. Однако если ограничить все заботы поиском денег, восстановительные работы могут сделать состояние храма еще более плачевным, а то и вовсе превратить историческое здание в непонятный новодел. Да и при строительстве церкви встречается столько подводных камней, что порой это ставит в тупик не сведущего в архитектуре священника. Что это за подводные камни, как их обойти? Рассказывает архитектор-реставратор Андрей Сергеевич Тутунов.
Цементный ликбез
Так сложилась жизнь, что я в основном опекаю епархии, которые расположены далеко от Москвы, не самый ближний край. Есть четкая закономерность: чем дальше от столицы, тем больше произвола в вопросах реставрации.
Первое, против чего воюют все реставраторы: наши провинциальные батюшки предпочитают штукатурить храмы цементом. Однако это просто гибель для строения: оштукатуренный снаружи цементом храм простоит еще максимум 50 лет, потом он будет просто разваливаться в труху. Категорически нельзя использовать при реставрации чистый цемент. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что, например, выкладывается на цементном растворе часть храма, а через четыре-пять лет она просто вся отпадает, потому что у цемента нет связи с молекулами извести.
Необходим своего рода ликбез, минимальный набор правил для «выживания» храма при ведении реставрации. И первые из этих правил – нельзя использовать цемент на фасады, нельзя использовать цемент в кладке.
Кроме того, у нас батюшки очень любят ставить при ремонте в храме пластиковые окна. Делать это противопоказано, поскольку пластиковое окно работает как термос, и это губит храм. Переплеты окон должны быть только деревянные. Тут, кстати, есть маленькая ловушка: не слишком добросовестный подрядчик нередко говорит священнику, что рамы нужно обязательно делать из дуба. Это неправда. В императорской России, по нашему опыту, примерно 85-90% окон и дверей были изготовлены из сосны. Так что если вам говорят, что обязательно нужно делать только из дуба, что ничего другого нельзя, не верьте. Если у вас есть хорошая сосна и это дешевле, можете изготавливать из нее.
Еще одна регулярно встречающаяся ошибка. Когда батюшка получает храм, которому требуется ремонт или реставрация, он, пытаясь собственными силами сделать необходимые работы, прежде всего, начинает с выбрасывания остатков старой кровли, окон, дверей и так далее. Однако ничего выбрасывать нельзя – следует все аккуратно под навесом складывать. Особенно это относится к окнам, дверям и, если кровля была криволинейная, к криволинейным стропилам. Потому что в 95 процентах случаев это или тут же сжигается рядом с храмом, или вывозится на помойку, а потом реставратору или, если нет реставратора, самому батюшке приходится изобретать форму кровли храма.
Модные цвета
Следующая проблема – у нас обожают красить храмы в непонятные цвета. Еще государь император Александр I утвердил определенные цвета окраски фасадов зданий в Российской империи. При реставрации старинных храмов надо соблюдать эти правила, а не творить все, что угодно.
Кроме того, у нас обожают делать синие крыши. Говорю вам со всей ответственностью как реставратор: в императорской России все крыши были или зеленые, или красно-кирпичного цвета. Других цветов не было. Поэтому покрывать храм ярко-синей крышей – это грубейшее реставрационное нарушение, как и покраска в синий цвет всего храма. Между тем в одной из епархий мне довелось увидеть, что практически все храмы имеют этот «модный» цвет.
Также хотел бы остановиться на ошибке, которую можно встретить повсеместно, – покраске куполов в голубой цвет. Это, можно сказать, чисто советское явление. В императорской России не красили главы храмов в светло-голубой цвет никогда.
При реставрации церкви надо искать подлинные цвета, в которые она была окрашена изначально. Подскажу: их, скорее всего, можно найти в «складках» – скажем, под подоконником, в углах здания. И уже на основании полученных таким образом сведений можно будет принимать решение о выборе краски.
Продолжая «цветную» тему, можно упомянуть о стремлении некоторых батюшек покрывать деревянные рамы бесцветным или тонированным лаком. Это абсолютно неверно – переплеты окон и двери практически всегда красили в белый или светло-серый цвет.
Неправославный купол?
«Человеческий фактор», с которым приходится сталкиваться реставраторам: у нас среди провинциального духовенства господствует убеждение, что существует только одна правильная форма креста. Будь храм в стиле ампир или барокко – нет, все равно ставьте только восьмиконечный крест. Пытаешься доказать, что крест был другой формы, характерной, скажем, для ампира, но в ответ слышишь: «Нет, я не позволю, этот крест не православный». Однако Русская Православная Церковь признает любую форму креста равновеликой, поэтому, если архитектор-реставратор говорит, что нужно поставить четырехконечный, а не восьмиконечный крест, значит, нужно ставить именно такой.
Порой доходит до абсурда. Однажды ко мне приехала представительница одного из монастырей и сказала, что она хочет на храме «православную форму» главы. Вы когда-нибудь слышали о православной форме главы? Я никогда не слышал, честно говоря. Оказывается, имеется в виду купол в форме луковицы. Проект храма в этом монастыре утверждал митрополит Филарет Московский, вот теперь я на ампирный храм должен был поставить по пожеланию этой монахини луковичную главу в стиле XVII века?
Во всех этих вопросах, полагаю, важную роль могли бы играть епархиальные древлехранители.
Стандарты и большемеры
Закон о размерах кирпича был принят только в 1847 году, до этого каждый делал кирпич, какой хотел. Есть много храмов XVII-XVIII вв., стены которых сложены из так называемого большемерного кирпича. Для сравнения: толщина современного кирпича – 65 мм, у большемера этот параметр может составлять 85 мм. Меня батюшки регулярно спрашивают: «А можно, мы современными кирпичами заменим вот эти большемеры?» Отвечаю совершенно официально: нет, этого делать нельзя, это нарушение всех реставрационных норм, это нарушение конструктивной прочности и нарушение эстетики.
Да, если у вас храм построен из крупного кирпича, вам будет очень тяжело и дорого проводить реставрацию, потому что сейчас кирпичные заводы берут за одну штуку большемерного кирпича 100-110 рублей, иначе им невыгодно их изготавливать. Но если ваш храм сложен из большемера, к сожалению, деваться некуда, вам придется обращаться на завод и заказывать под реставрацию кирпичи нужной толщины.
Ловушки строительства
Немало проблем возникает и во время строительства новых храмов. Тут очень часто неопытные батюшки попадают в ловушку недобросовестных архитекторов. Какие это ловушки? Например, современные архитекторы очень часто, чтобы продать вам проект, показывают вид храма с высоты птичьего полета, потому что это очень красиво. Сразу же от этого отказывайтесь. Ни у кого из нас крыльев никогда не вырастет, мы все ходим по земле, поэтому, если они хотят дать чертеж, пусть дают вид снизу, а не сверху. Я уже шесть или семь раз встречался с ситуацией, когда батюшки приносят бумаги: «Вы посмотрите, как он красиво выглядит сверху». Спасибо, не надо, тем более, что благодаря современной компьютерной графике сейчас можно создать любую картинку. Чтобы «впихнуть» проект, недобросовестный архитектор создаст красивое изображение, рядом деревья, кусты, какую-нибудь решеточку, и все это в перспективе. А вы потребуйте от него, как было в XIX веке, просто три фасада: восточный, западный, и, скажем, южный. Ортогональные чертежи. И тогда вы сразу же увидите реальную картину, как будет ваш храм выглядеть, а не как он смотрится на красивой картинке.
Что еще можно сказать касательно новых храмов? В ста процентах случаев (я построил немного, всего лишь шесть храмов и пять часовен, но все-таки это уже определенный опыт) священник при заказе проекта завышает площадь, которая ему нужна. Батюшки очень слабо ориентируются в этом вопросе, поэтому говорят, например: «Мне нужен храм площадью четыреста квадратных метров». Я отвечаю: «А Вы знаете, что четыреста квадратных метров – это храм на тысячу человек?» и вижу удивленные глаза собеседника.
Необходимая площадь храма рассчитывается таким образом: на квадратный метр – три человека. Вы берете количество прихожан, которые будут собираться в церкви, делите это число на три, добавляете примерно 20% на амвон, подсвечники и аналои, считаете необходимую площадь алтаря и в общем итоге получаете ту площадь храма, которая вам нужна.
Обычная ошибка, допускаемая неверующими архитекторами, которые слабо себе представляют, как происходит церковная служба, состоит в неправильном определении размера алтаря. По моим расчетам, минимальная необходимая площадь – пять метров шириной, четыре метра глубиной. Это минимум, в котором священнику более-менее удобно служить. Меньше – это уже теснота.
Хотел бы предостеречь при строительстве новых храмов от экономии на электрооборудовании. К сожалению, стало общим местом посылать условного дядю Васю на ближайший рынок, там покупать какие-то провода, какие-то штепсели, какие-то розетки, а потом все это взрывается.
Крестильня: не все так просто
Строительство крестильни – такая, вроде бы, малая деталь при возведении храма, однако и тут немало подводных камней. Прежде всего, основная ошибка при строительстве современных крестилен – купель обязательно хотят сделать в форме креста. При этом нельзя забывать о травмобезопасности, чтобы, если человек упадет в купель, он не рассек себе лоб или висок об острый угол.
В купель обязательно должны опускаться перила, как в обыкновенном плавательном бассейне. Потому что человек устроен так, что когда он переходит из одной среды в другую – из воздушной в водную, ему нужна точка опоры.
И таких мелких деталей масса. Например, в каждой крестильне должны быть хотя бы два отапливаемых бокса с проточной водой, где женщины могут подмыть и покормить младенцев. А не как у нас это часто бывает в храмах – женщина, прикрывшись шубой, срочно кормит или пеленает.
Проектирование крестильни – это очень сложное и серьезное дело, к нему не нужно подходить по остаточному принципу.
В основе публикации –
выступление А.С. Тутунова на тематической секции
в рамках XXV Международных Рождественских чтений
Иллюстрация сайта Иоанно-Предтеченского монастыря
(Астраханская епархия)